Как сделать Луганск культурным центром? (ФОТО)

Наши земляки, имеющие отношения к успешным проектам в сфере современного искусства, делятся опытом создания новой культурной реальности.

Катерина Троепольская: В Луганске много энтузиастов, но мало денег

Луганчанка Катерина Троепольская сейчас живет и работает в Москве. В свое время она приняла участие, в качестве культурного менеджера, в ставшем уже знаменитым Пермском культурном проекте. В суровом уральском промышленном центре в 2009-2012 годах известным галеристом и культуртрегером Маратом Гельманом и его командой реализовывался амбициозный проект по созданию новой культурной столицы России.

В его рамках был создан музей современного искусства PERMM, центр развития дизайна, проходили театральные фестивали,  реализовывались арт-проекты и многое другое. Одним из символов «культурной революции» в Перми стали знаменитые красные человечки, украсившие город.

Катерина вспоминает: «Когда в качестве революционера от культуры я уехала на два года в Пермь, мне казалось, что у нее с Луганском много общего, в первую очередь, промышленная основа. Однако Пермь, в отличии от Луганска – богатый город, город-донор».

show.easy2gallery

Культурных революционеров в Перми не ждали с распростертыми объятиями – местная консервативная общественность встретила в штыки нововведения. Одним из критиков пермского проекта стал писатель Алексей Иванов, автор книг «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил».

«Считается, что в Москве трудно узнать дорогу у прохожих, так это вы еще не были в Перми. А еще в Перми гораздо больше, чем в Луганске, не любят москвичей. Говорят, когда Минин и Пожарский собирали народное ополчение, только из Перми никого не прислали. Так что, можете себе представить, как встретили пермяки столичных варягов, которые за их бюджетные деньги стали творить чудеса», - рассказывает Катерина Троепольская.

Ключевую роль в развитии проекта играла поддержка местной власти – покровителем «культурной революции» был пермский губернатор Олег Чиркунов. Это же оказалось и самым слабым звеном проекта – после отставки Чиркунова, «культурные революционеры» пришлись не ко двору новой региональной власти.

«Время прошло, и в Перми сейчас вырос лучший в России зритель для современного театра, поэзии или кино. И еще - профессионалы культурного менеджмента, но все они уже в Москве. А в Перми, повторюсь, самый продвинутый в России зритель и, едва ли, не самые махровые в России чиновники. Реакция», - подводит итоги Пермского проекта Катерина.

Однако, если масштабная часть проекта свернулась по политическим причинам, то повседневная «тихая революция» продолжается благодаря арт-кластеру (сообщество творчески ориентированных людей, соединяющее искусство и бизнес, на определенной замкнутой территории), возникшему вокруг книжного магазина «Пиотровский».

«Лучшим началом для арт-кластера является книжный магазин. Я видела во многих городах России, какой интерес вызывает современная литература в момент ее завоза. Все первые книжные ярмарки пользуются невероятным успехом. Хороший книжный магазин, который можно совместить с букинистом и разными другими креативными лавочками (пластинки, самодельные украшения, нэцке, которые так любили в Луганске в годы моей юности), способен объединить городскую интеллигенцию самых разных взглядов. А уж там можно проводить лекции, концерты, чтения стихов, кинопоказы и т.д. И еще один важный опыт Перми - это детские студии. Лучше там же, при книжном магазине. Вот такой кластер есть в Перми, и, даже если это не очень удачный коммерческий проект, все его участники довольны. Потому что они - энтузиасты. Это главное», - делится опытом Катерина Троепольская.

По мнению Катерины, энтузиастов много и в Луганске, но обстоятельства для реализации их идей в Луганске менее благоприятны: «Ведь Луганск гораздо беднее Перми и без финансовой поддержки энтузиастам долго не протянуть. Вот в Воронеже, который рядом с Луганском, тоже есть арт-кластер, называется магазин "Петровский". Его, кстати, создавали с использованием опыта "Пиотровского" - пермского магазина. Так вот, там есть, конечно, олигарх, который почему-то считает, что культура - это важно. В Перми тоже был олигарх, даже не один, но в России чиновник все еще круче олигарха, он способен зарыть что угодно. Но думаю, в отличие от российских чиновников, которые могут думать только про традиционную культуру, украинские чиновники, скорее всего, должны иногда и про тлетворный Запад вспоминать. Такой тренд».

Впрочем, нынешнюю ситуацию в тенденциях развития культуры Троепольская видит оптимистичной для разного рода энтузиастов и активистов: «Сейчас энтузиасту жить легче, ведь есть фейсбук, например, через который можно связаться с Борисом Куприяновым (совладелец московского книжного магазина «Фаланстер»- ред.), чтобы он как-то помог, например, с книжным. И вообще сейчас со всеми можно связаться… А если ни чиновникам, ни бизнесу не интересны арт-кластеры, то стоит обращаться к опыту девяностых, к опыту сквотов и самозахвату пустых помещений. Учиться фандрайзингу (поиску финансирования- ред.). Украине с этим должно везти».

Марина Самохина: Когда-нибудь лугачане подобреют, научатся не халтурить и не воровать…

Марина Самохина – выпускница Луганского национального университета имени Шевченко, по специальности «графический дизайн». После нескольких лет работы в Харькове,  Марина стала работать дизайнером в донецком арт-центре «Изоляция», созданном в помещениях закрытого завода изоляционных материалов.

скоркин культура

«Изоляция» была основана в 2010 году, как неправительственная организация, «платформа культурных инициатив». В рамках проекта проводятся выставки современного искусства, концерты, литературные мероприятия, открыт книжный магазин, ведется несколько образовательных проектов, в том числе для подростков. «Изоляция» - хороший отечественный пример реальности преобразования бывшего индустриального объекта в креативный центр.

Марина Самохина вспоминает: «Я лично ожидала человеческих ужасов в Донецке, мне казалось, что найти здесь умных и активных людей будет невыполнимой задачей. Что оказалось сильно далеким от реальности стереотипом. На самом деле в восточных индустриальных городах обитает приличное количество и профессионалов и просто интеллигентных и любознательных людей, по крайней мере, для того, чтобы сформировать какой-то костяк арт-институции в плане команды и фанов».

Главными проблемами, которые встают перед арт-центрами, по мнению Марины являются не отсутствие креатива и творческих людей, а нехватка инвестиций и грамотных культурных менеджеров. «В Украине все-таки самоорганизуются «идейные», но между идейным верхом и идейными исполнителями какая-то резкая нехватка профессиональных, стратегически нацеленных управленцев», - говорит она.

Важной задачей для успеха арт-проекта Марина считает четкое обозначение целевой аудитории: «Важно найти правильный баланс между рафинированностью, элитарностью и ориентированностью на потребителя. И в контенте и в менеджменте. Рано или поздно придется разбавлять гранты или инвестиции местными вливаниями и спонсорствами –делая это не теряя чести и достоинства. То же самое с привлечением публики, делать хорошо и массово, поддерживать высокое искусство качественным, профессиональным, привлекательным ширпотребом».

Возможность реализации подобных проектов в ближайшее время в Луганске Марина оценивает скептически. По ее мнению, проблема состоит в узости кругозора потенциальных «делателей» и «потребителей»: «Даже если есть деньги – нет заграничного опыта. Сильно сомневаюсь в том, что не видевший мир человек может осилить хороший культурный проект, а совецкого и полупрофессионального и так хватает. Если есть некоторые деньги и желание – в итоге все либо скатывается в похабщину и дурновкусие, лишь бы заполучить широкую общественность со спонсорами, либо гордо и принципиально загибается. В общем, нет международного опыта, денег, стратегии, менеджеров, умения широко популярные вещи, на которых можно заработать, делать профессионально, легко и хорошо. Когда-то ситуация изменится, когда все подобреют, покатаются по миру, научатся не халтурить и не воровать, найдут какие-то причины для любви к малой родине. Не знаю, когда это случится»

В завершении…

На данный момент в Луганске реализуется попытка создать арт-кластер «10-й цех», открывшийся в бывшем производственном помещении обувной фабрики. В «10-м цехе» в 2013 году уже прошла выставка современного искусства «+\-17». Будем надеяться, что советы наших героев пригодятся луганским культурным энтузиастам.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов