Досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Возникает сложнейшее явление «свободное время ребенка».

Некоторые родители считают, что главное предоставить ребенку полную свободу во время каникул и позволяют своему чаду все:  тусоваться с друзьями, гулять до утра, играть в компью­терные игры и без конца смот­реть мультфильм маша и медведь. После такого "отдыха" ребенку может понадобиться дополнительная реа­билитация как минимум в виде све­жего воздуха и полноценного сна. А значит, родителям надо взять на себя заботу об организации каникул, чтобы с пользой провести свободное время. Чем несобраннее ребе­нок, тем более тщательным должен быть план. Помогите ребенку отды­хать осмысленно.

Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли  не основной ценностью его существования. Но парадокс в том, что у взрослых бытует представление о нем как о времени, необходимом ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений в учебе. Очень мало среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное, как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование — необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, своеобразно своим интересами возможностям.

Важным средством эстетического воспитания детей является общение с природой. Красивый пейзаж не только развивает чувство прекрасного у детей, но и пробуждает у них любовь к родному краю. Покажите малышу всю прелесть и красоту окружающего мира. Роса на траве, цветы на лугу, ласточкино гнездо. Полюбив все это, он никогда не станет ломать ветки на деревьях, рвать цветы, бросать камни в птиц. Научите ребенка слышать шум ветра, шелест листьев, плеск воды, щебе­тание птиц. Поищите вместе грибы под листвой, посадите цветы на соседней клумбе. Ваши труды не пропадут даром.

Часто мы убеждены, что дети должны что-то делать постоянно, даже не делать тоже должны тогда, когда мы для них это запрограммировали. А ведь нам с вами иногда просто не хочется что-то делать или есть желание побыть дома, не ходить гулять. Вполне возможно, что ребенку хорошо дома, тогда зачем же его куда-то обязательно отправлять? 
Предлагаем вам в свою очередь отдать детям и подросткам  каникулы! Пусть они ищут, что им интересно. Позже вы спросите их: «Что ты ищешь? Давай подумаем вместе, может быть, поймем, как тебе это найти. Когда найдешь, скажи мне, что и как ты нашел, можем поговорить об этом».