Коллекцию русского искусства составляют работы живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVIII-XX вв.

В начале живопись была представлена в основном работами неизвестных мастеров, атрибутирование которых было затруднено из-за утраты в годы войны материалов. Кроме живописи и графики из КМРИ поступило значительное количество скульптурных работ в мраморе. Отсутствие эстампа в разделе русской графики восполнилось интересными поступлениями из Эрмитажа резцовой гравюры, офорта и литографии XVIII-XIX вв. Из Эрмитажа также прибыло значительное количество произведений прикладного искусства, представленного образцами тканей, шитья и фарфора.

Значительную ценность представляют работы В. Самодедовой, К. Мелбарздиса, Е. Калниньша, О. Скулме, Н. Карахана, Г. Кариняускайте, А. ехтиева, Д. Налбандяна, Д. Байрамова, М. Вейсбарде, О. Сариева, З. Хабибулаева, Б. Джалиева.

Киевский музей русского искусства передал также нашему музею ряд акварельных и пастельных портретов и пейзажей художников XIX-нач.XX вв. - Е. В. Гольдингер, В. М. Измайлович, И. Ф. Селезнев, А. И. Кандауров, М. А. Беркос, Б. Б. Скиргелло и др.

Музей гордится тем, что в его коллекции находятся работы таких мастеров, как И. К. Айвазовский, Л. Ф. Лагорио, С. И. Светославский, В. А. Серов и др.

Кроме живописи и графики из КМРИ поступило в музей несколько скульптурных работ в мраморе. Некоторые из них прежде украшали интерьер дома самого Терещенко на Бибиковском бульваре ("Бюст неизвестного в парике" и "Сара Бернар").

Большой пробел в коллекции русского и украинского искусства ощущался до того времени, пока в фонд музея не поступили русские иконы XVIII-XIX вв. из ВПХК и Центрального музея древнерусской культуры и искусства.

Дальнейшие приобретения икон, мелкой пластики и произведений декоративно-прикладного искусства позволили Луганскому художественному музею открыть раздел древнерусского искусства.

Коллекция украинского искусства, как и русского, была представлена в значительном количестве работами неизвестных мастеров.

Рубеж XIX - XX вв. представлен портретами таких украинских художников, как В. К. Менк, М. М. Яровой, И. Ф. Селезнев, Н. Г. Яшвиль.

Из приобретений и дарственных вкладов украинского искусства наиболее интересными являются портреты Е. И. Буковецкого, пейзажи С. И. Васильковского и Н. О. Онацкого. Жемчужинами украинской живописи XIX в. специалисты считают переданные из государственного музея украинского искусства камерные пейзажи П. Левченко, Г. Свитлицкого, наполненые светом и воздухом работы С. Светославского. Особенной популярностью пользуются работы известных украинских художников Т. Яблонской, С. Григорьева, К. Трохименко, Н. Глущенко, Е. Волобуева, И. Бокшая, А. Коцки, А. Кашшая, Ф. Макайло, Г. Петрашевич, Д. Крвавича, В. Касияна, М. Дерегуса, Г. Якутович.

Украшением коллекции стали работы луганских живописцев и скульпторов: В. Ахвледиани, М. Вольштейна, Т. Капканец, В. Кошевого, И. Панича (из ДХВ Украины и ДВ СХ УССР), И. Чумака, Н. Щербакова.

Наиболее ценными произведениями всей графической коллекции становятся утонченная акварель М. Беркоса "В цветах", изысканная сепия А. Левченко "Водная мельница". Последняя экспонировалась в Харьковском художественном музее к 100-летию со дня рождения мастера. С его известным пейзажем "Коровы" успешно соревнуются большие полотна "Жаркий полдень в южной усадьбе" В. Орловского и "Морозный день" К. Крижицкого (из ДХВиП).

Особого внимания заслуживают большие серии рисунков С. Виноградова, М. Яшвиль, М. Ярового, отдельные листы В. Волкова, И. Селезнева.

Раздел прикладного искусства открыли имена П. Кожина, С. Орлова, И. Ефимова (все из ДХВиП).

Из государственного музея украинского искусства получены изделия из порцеляны фабрики Миклашевского. Из ДХВ Украины было получено болле 180 прекрасных образцов вышивки, ткачества, керамики, резьбы по дереву, декоративной росписи. Это работы Д. Головко, М. Тимченко, М. Примаченко, Г. Василащук, Е. Железняка, Г. Шарай, В. Свиды, П. Власенко. Они стали сердцевиной коллекции народного искусства всей Украины.