Война на Донбассе 2.0. Возможна ли новая фаза конфликта?
Сегодня этот вопрос едва ли главный в обсуждении текущей ситуации в Украине.
Причем на всех уровнях, во всех кругах и аудиториях, сообщается в анализе группы "Информационное сопротивление".
Мы изучили много различных версий развития ситуации и предлагаем свой вариант возможного формирования событий в этом регионе. Забегая вперед, скажем, что угроза возобновления вооруженного конфликта была и остается. Попробуем в этом разобраться.
Допинг для экономики России
Война – это масштабное капиталовложение, которое потом принесет огромную выгоду тому, кто ее затеял. Мы попытаемся увидеть эту выгоду, проведя небольшой экономический анализ ситуации в России.
В настоящий момент РФ переживает кризис, связанный с резко возникшей конкуренцией в мировой нефтегазодобыче.
В течение прошлого года мировой рынок углеводородов принял новые правила игры: страны, обладающие самыми передовыми технологиями добычи нефти, стали «расчищать» себе рынок от слабых конкурентов методом демпинга на добытую нефть.
Россия, как известно, полностью привязана к стоимости углеводородов, так как их экспорт – это ключевая статья доходов ее государственного бюджета. До недавнего времени она считалась монополистом в Европе, однако политическая и экономическая ситуация на континенте и в мире заставили игроков резко менять традиционные подходы.
По известным причинам, ЕС диверсифицировал углеводородные поставки и категорически исключил из этой схемы Россию.
В газовом сегменте остановлены все российские газовые проекты «Газпрома» – Южный поток, Турецкий поток, Северный поток-ІІ, Сила Сибири.
Параллельно был сильно подорван нефтяной рынок России. На передний план вышли способы добычи сланцевой нефти (США и Китай) и новейшие технологии добычи традиционным способом (Саудовская Аравия, Кувейт). Нужно отметить, что из российских нефтяных проектов в конце 2014 г. ушли иностранные компании, которые занимались обслуживанием оборудования и инженерными работами – ExxonMobil, Shell и Total. Кроме того, выход на нефтяной рынок Ирана больно ударил по позиции России в рейтинге нефтедобывающих стран мира.
Компания Ernst & Young сделала прогноз, согласно которому к 2020 г. приоритет в нефтедобыче будет отдан США, Саудовской Аравии, Кувейту и Китаю. Они поделят три четвери мирового рынка нефти. Остальные участники рынка будут довольствоваться оставшейся его долей, а страны Россия, Венесуэла, Нигерия, Алжир и Мексика вообще должны уйти с этого рынка.
Война России в Сирии и попытки распространения своего влияния на весь Ближний Восток как раз связана с борьбой Кремля за рынок нефти. В этом смысле показательным является тот факт, что российские бомбардировки не касаются нефтяных скважин, что, по большому счету, могло бы вмиг прекратить «финансирование» ИГИЛ.
Реальной целью войны в Сирии есть преломление тренда падения цены на сырую нефть, а также дальнейшее усиления влияния на этот ценовой этот показатель. Нужно сказать, что в первые недели бомбардировок Путину это кое-как удавалось. Однако военное давление на рынок нефти оказалось неэффективным, и дальнейшее участие России в надуманной «войне» с исламским радикализмом теряет всякий интерес как в самой России, так и со стороны мирового сообщества.
Это прекрасно видно по интенсивности информационного сопровождения в СМИ России военной кампании, которая на сегодня вдвое утратила актуальность. События об участии РФ в сирийской войне перестали быть контрастными в информационном потоке и перешли в разряд обычного информирования.
Одним словом, экономика России уверенно теряет приоритеты в нефтегазовом рынке и вынуждена будет искать выход в формировании собственного экономического пространства. Только так РФ сможет сохранить свою неконкурентную, но жизненно необходимую нефтегазодобычу.
В 2015 г. Россия создала свой новый экономический проект – Евразийский экономический союз (ЕАЭС), (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизстан). По мнению аналитиков, в ближайшие годы РФ не сможет слезть с «нефтяной иглы». Поэтому ее приоритетом станет расширение собственного экономического пространства, где будут востребованы свои добывающие и перерабатывающие мощности. По аналогии с бывшим СССР, такое пространство должно состоять из стран-сателлитов с примерной численностью населения 250-300 млн.чел. (сегодня потенциал ЕАЭС составляет 184 млн.чел.).
В этой связи высказываются суждения, что Россия крайне заинтересована во включении в зону своих экономических интересов Украины и Молдовы. Причем, с учетом последних событий, для достижения этих целей Путин не пойдет на проведение мирных переговоров. Во-первых, это не в его манере, а во-вторых, слишком ограничено время. Инструменты «публичной дипломатии» или «мягкой силы» проще заменить развернутыми боевыми действиями. Одним словом, для реанимации российской экономики нужен захват Украины и, очевидно, Молдовы. Речь идет о развернутой военной операции с сохранением производственного потенциала этих стран.
Тем более, что Украина и Молдова не являются членами НАТО.
Поэтому наиболее вероятный сценарий решения донецкого конфликта – вторжение российских войск на территорию Украины, что, по мнению американских аналитиков, отвечает их прогнозам.
Политические предпосылки
2016 год для России – год выборов в Государственную Думу РФ. Это означает, что правящая партия «Единая Россия» и политические силы, которые ее поддерживают, должны будут создать себе высокий политический рейтинг.
В этой связи Украина, которая входит в зону политических интересов России, должна стать выигрышным моментом в предвыборной кампании.
Видимо с этой целью Путин и назначил полномочным представителем РФ в Контактной группе в Минске Бориса Грызлова – главу Высшего совета партии «Единая Россия». Включение в переговорный процесс Грызлова – сторонника силового разрешения конфликтов, скорее всего, будет направлено на усиление конфронтации между Украиной и Россией.
А поводом для возникновения противоречий могут стать намерения руководств оккупационных режимов на Донбассе провести выборы в одностороннем порядке, не учитывая мнения Украины. Согласно имеющейся информации, Кремль планирует проведения плебисцитов в «ЛНР» 21 февраля и в «ДНР» 20 апреля 2016 г.
При этом руководство России понимает, что, подтолкнув оккупированные режимы к такому шагу, лишает дальнейший диалог по Минскому процессу актуальности. Фактически, снимаются всякие ограничения для создания давления на Украину в рамках текущей гибридной войны.
Скажем больше, в обновленной Стратегии национальной безопасности РФ (31.12.2015 г.) прямо указано, что «Украина – долгосрочный очаг нестабильности непосредственно у границ России». А тлеющий на востоке Украины конфликт вполне подпадает под перечень «основных угроз государственной и общественной безопасности», указанных в Стратегии.
Другой руководящий документ – Военная доктрина РФ (25.12.2014 г.) позволяет использовать российскую армию за пределами страны в случаях «поддержания и восстановления международного мира», «борьбы с терроризмом» или при других поводах. Суть одна – российское руководство предусмотрело возможные варианты внешней агрессии на территорию Украины и недавно зафиксировало это в своих руководящих документах.
И еще один deadline в российской политике: выборы президента России назначены на март 2018 г. По нашему мнению, это можно рассматривать, как этап завершения создания квази-СССР – нового пророссийского экономического пространства. В этом случае имеется в виду создание политического (военно-политического) объединения стран, основой которого станут участники Евразийского экономического союза.
Идеологические маркеры ситуации
В этом аспекте следует обратить внимание на несколько моментов:
Во-первых, Россией развернута масштабная информационная акция «примирения народов», главной целью которой есть создание искусственной атмосферы мира между государствами и сокрытие под маской «дружбы народов» истинных фактов преступлений руководства России и российских террористических войск.
Во-вторых, концепция Кремля «Русский мир» успешно распространилась на аудитории «ДНР» и «ЛНР», оккупированного Крыма и Приднестровья. Нужно отметить, что в этих регионах распространяется тезис о «геноциде русских» в Украине, что фактически повторяет информационную ситуацию перед второй Чеченской кампанией. Сюда же можно отнести кампанию по масштабному переписыванию российской истории. Причем, дискуссии по этому поводу активно происходят на бытовом уровне, в экспертных и научных кругах, а также в социальных сетях. Это позволяет Кремлю формировать необходимые смыслы, а официальным СМИ России находиться якобы вне обсуждаемой проблемы.
В-третьих, Кремлем искусственно нагнетается ситуация, в которой оккупационные режимы собираются проводить выборы без участия Украины. Тем самым, формируются предпосылки касаемо нивелирования всего комплекса Минских соглашений. Такая схема позволяет российскому руководству навязывать новые «мирные планы урегулирования конфликта».
В-четвертых, практически во всех областях Украины в последние месяцы отмечается усиление деятельности пророссийски настроенных социальных групп – партий, общественных организаций, виртуальных групп в соцсетях. Их очевидной целью есть сплочение пророссийской аудитории в Украине для создания идеологической платформы Кремля, как это было реализовано при оккупации Крыма.
В-пятых, чрезвычайно активно стали проявляться противоречия сакрального характера. Практически ежедневно в российской печати встречаются материалы о «притеснении» украинской церковью прихожан Московского патриархата, сжигании храмов и изгнании священников. При этом, искусственно моделируется мнение о планах украинского руководства по силовому захвату киевских церковных святынь. Этим несложным методом происходит привлечение верующих людей на сторону пророссийских идеологов.
***
Таким образом, имеются все предпосылки для возобновления боевых действий в Украине.
С этой целью Россия проявляет высокую заинтересованность в создании подконтрольного ей экономического пространства в кратчайшие сроки.
В качестве политического повода может быть использован фактор проведения выборов в оккупированных регионах с целью демонстрации «фиктивности» Минских соглашений.
На сегодня в информационном пространстве Украины отмечены мероприятия, призванные формировать раскол в украинском обществе, и направленные на создание в нем элемента пророссийской аудитории.