Гражданское общество: готовы ли жители Донбасса влиять на политику и выражать свою позицию
В Северодонецке состоялось мероприятие «Гражданское общество Донбасса: вызовы и возможности», которое было организовано в рамках проекта «Общественный пояс Донбасса», реализуемого Западноукраинским ресурсным центром при финансовой поддержке Европейского Союза.
Одной из тем обсуждения стала презентация исследования* общественного мнения относительно реального состояния гражданского общества на территории Донецкой и Луганской областей, в частности, о готовности жителей влиять на политику различных уровней, приобщаться к общественным инициативам и выражать свою позицию. Кстати, аналогичное исследование уже проводилось в 2016 году, так что можно наглядно увидеть, произошли ли реальные перемены в гражданской позиции жителей востока Украины.
Люди и власть
Прежде всего, один из блоков исследования касался темы местной власти. И в Донецкой, и в Луганской областях примерно 1/3 опрошенных преимущественно удовлетворены этой работой, а еще около 1/3 - насколько довольны, настолько и нет.
Поэтому можно сказать, что общая удовлетворенность работой местной власти находится на среднем уровне. При этом, стоит отметить, что зафиксирован рост удовлетворенности по сравнению с октябрем 2016 года. В частности, фиксируется увеличение доли удовлетворенных (на 8% в Донецкой области, и на 7% в Луганской области), и уменьшение доли недовольных (на 11% в Донецкой области, и на 12% в Лу-
ганской).
Чем же конкретно не удовлетворяет власть? Из конкретных проблем в работе городской власти в Донецкой области чаще всего говорят об отсутствии плана действий и непонимание потребностей населения (это отметили около 1/3 опрошенных), а также кумовство и коррупцию; в Луганской области чаще всего упоминались непонимание потребностей местного населения (32%) и кумовство (26%). Причем по сравнению с октябрем 2016 года уменьшилась (или практически не изменилась) частота упоминаний практически всех выделенных проблемных моментов.
Показательны также ответы на вопрос, насколько информированы жители Донецкой и Луганской областей о деятельности власти?
Общий вывод - недостаточно. Согласно исследованию, уровень осведомленности граждан о деятельности городской власти находится на довольно низком уровне; как в Донецкой, так и в Луганской области только 6% опрошенных оценили этот уровень как высокий, тогда как 50% дончан и 53% луганчан или мало знакомы с этими вопросами, или вообще не осведомлены. Динамика по сравнению с 2016 годом тоже оставляет желать лучшего.
По сравнению с октябрем 2016 года в Донецкой области уровень осведомленности практически не изменился, тогда как в Луганской области доля осведомленных уменьшилась на 14%, а доля неосведомленных увеличилась на 9%. Интересно также, что уровень осведомленности о работе городских властей в обеих областях практически не зависит от возраста и уровня образования респондентов.
Как выяснилось, слабый уровень осведомленности о работе органов местной власти связан со слабым интересом к такой информации. В обоих исследованных областях в большей или меньшей степени интересуются подобной информацией 43-44% опрошенных, тогда как более половины (54%) интересуются мало, либо не интересуются вообще. Причем по сравнению с октябрем 2016 года в обеих восточных областях имеет место хотя и небольшое (примерно на 15%), но уменьшение интереса к этим вопросам. Уровень заинтересованности в данной информации в обеих областях есть немного меньше среди молодежи (на 10-20%), и среди лиц со средним (общим и специальным) образованием (примерно на 20%).
И все же - откуда дончане и луганчане черпают информацию о работе органов местного самоуправления? Наиболее часто упоминаемыми источниками информации среди респондентов из Донецкой области были местные телеканалы (48%), и украинские общенациональные телеканалы (43%); еще около трети опрошенных указали на такие источники, как Интернет-сайты и родственники / друзья /
знакомы. Реже же упоминались представители власти, российские телеканалы,
газеты и журналы.
В Луганской области ситуация несколько иная: однозначным лидером является каналы межличностного общения (68%), а вторым (с большим отрывом) по частоте упоминаний источником являются местные телеканалы (29%). По сравнению с октябрем 2016 года, заметно увеличение (на 14% в Донецкой области, и на 11% - в Луганской) упоминание об украинских общенациональных телеканалах.
Любопытны также ответы жителей востока страны на вопрос, способны ли они сами влиять на действия власти на местах? В честности ответов сомневаться не приходится - способность влиять на процесс принятия решений местными властями респонденты оценили как довольно слабую, в том числе 2/3 опрошенных в обеих областях оценили такую способность как полностью отсутствующую или как незначительную. В Донецкой области по сравнению с октябрем 2016 имеет место положительный сдвиг - на 18% уменьшилась доля тех, кто не видит никакой возможности для влияния, и на 20% увеличилась доля тех, кто считает что влияние хотя и минимальный, но все же
таки имеет место.
В Луганской области, наоборот, на 9% больше тех, кто оценил свою способность к воздействию как нулевую, и на 13% уменьшилось тех, кто оценивал такую свою способность как высокую или среднею. В обеих областях положительные оценки были несколько (на 10%) выше среди лиц с выше образованием.
Кроме того, лишь 9% респондентов в обеих областях оценили возможность контролировать власти как очень большие, тогда как около 1/3 не видят практически никаких возможностей, а около 40% оценили эти возможности как средние. Поэтому оценка возможностей контроля граждан за действиями местных властей находится на уровне, ниже среднего. И здесь в Донецкой области заметных сдвигов по сравнению с октябрем 2016 нет, тогда как в Луганской области отмечается положительная динамика (уменьшение на 19% полностью отрицательных оценок, и увеличение на 21% посредственных и высоких оценок).
В то же время желание осуществлять контроль за действиями местной власти граждане оценивают несколько выше, чем возможности такого контроля. Причем оценка желания осуществлять контроль по сравнению с октябрем 2016 года в обеих исследованных областях несколько возросла.
Стоит отметить и тот факт, что жители Донбасса практически не пользуются одним из самых простых инструментов влияния на деятельность власти. Речь идет прежде всего о таком инструменте, как общественные слушания. Подавляющее большинство (более 80%) в обеих областях не привлекались к общественным слушаниям, и этот показатель практически не изменился по сравнению с октябрем 2016 года.
В Донецкой области уровень привлечения к общественным слушаниям немного большим среди старших возрастных категорий, и среди лиц с высшим образованием (примерно на 10%).
Донбасс и децентрализация
Поддерживают на Донбассе тенденцию к децентрализации власти? Такая поддержка среди социально и политически активных жителей есть. Они выступают за расширение полномочий местного самоуправления и обеспечение его соответствующими ресурсами (поддерживают такие процессы 2/3 опрошенных в обеих областях. При этом поддержка расширения полномочий местного самоуправления в Донецкой области есть заметно (в 2 раза) больше среди лиц с высшим образованием.
Большинство респондентов в обеих областях (60% в Донецкой области, и 54% - в Луганской) ожидают от децентрализации положительных результатов, тогда как негативные ожидания озвучили около 25% опрошенных в Донецкой области, и около 20% - в Луганской. При этом осуществляя такую оценку, респонденты давали преимущественно однозначные (в сторону позитива или негатива) ответа; доля тех, кто учитывает как возможности так и угрозы, в обеих областях довольно незначительна. В Донецкой области позитивные ожидания немного (примерно на 15%) больше распространены среди лиц с высшим образованием.
Способна ли власть реализовать возможности процесса децентрализации? 69% респондентов в Донецкой области, и 61% - в Луганской области оценили способность как среднюю или сомнительную.
Дончане и луганчане считают, что решение различных проблем городской жизни находится на более низком среднего уровня, в том числе 42-43% опрошенных в каждой из областей указали, что проблемы либо не решаются вообще, либо не решаются несмотря на приложенные для этого усилия. Примерно такие же доли в обеих областях указали, что решается часть проблем.
Какие проблемы больше всего волнуют жителей Донбасса? Пятерка наиболее часто упоминаемых проблем населенных пунктов, требующих первоочередного решения, является одинаковой в обеих исследованных областях, в частности это:
- создание новых рабочих мест;
- повышение пенсий, зарплат, социальных выплат;
- восстановление разрушенной инфраструктуры;
- налаживание медицинского обслуживания;
- борьба с коррупцией.
Причем по сравнению с октябрем 2016 частота упоминаний всех проблем или осталась практически такой же, или несколько уменьшилась.
Кстати, ощущение незащищенности своих прав довольно распространенным среди жителей Донбасса. В обоих исследованных областях около половины опрошенных указали на наличие такого ощущения, тогда как на его отсутствие указали около трети респондентов. Ощущение незащищенности своих прав в Луганской области более (примерно на 20%) распространено среди лиц среднего и старшего возраста.
В перечне прав, нарушение которых испытывают респонденты, в обоих исследованных областях на первом месте находятся экономические права (работа, заработная плата), на втором - право на социальную защищенность (получение пенсий, пособий по безработице и т.д.), на третьем - право на безопасность и защиту со стороны государства.
Роль общественных организаций
Осведомленность о деятельности общественных организаций среди жителей Донбасса остается низкой. Лишь 3% опрошенных в Донецкой области, и 1% в Луганской области сказали, что они хорошо знают о деятельности таких организаций, а еще 21% дончан и 7% луганчан указали, что они обладают ограниченной информацией по этому поводу.
По сравнению с октябрем 2016 года в Луганской области увеличилось (на 9%) доля тех, кто не имеет никакой или почти никакой информации о деятельности общественных организаций. В Донецкой области уровень незнания о такой деятельности является заметно (на 20%) больше среди старшей возрастной категории. В обеих областях уровень соответствующей осведомленности является несколько большим среди лиц с высшим образованием.
Большая часть опрошенных в Донецкой области (49%), и большинство опрошенных в Луганской области (72%) не смогли дать оценку деятельности общественных организаций. Но среди тех респондентов, которые дали соответствующую оценку, подавляющее большинство (71-72% в обеих исследованных областях) дали положительные оценки.
В то же время в этом вопросе имеет место заметная отрицательная динамика, поскольку в сравнении с октябрем 2016 года в Донецкой области на 22% уменьшилась доля тех, кто дал положительные оценки, и на 11% выросла доля негативных оценок, а в Луганской области положительные оценки уменьшились на 8%.
В Донецкой области деятельность общественных организаций заметно лучшие оценки получила от лиц с высшим образованием.
Большинство опрошенных в Донецкой области (60%) указали, что деятельность общественных организаций однозначно или скорее нужна, а в Луганской области соответствующая доля составила 48% (при большом уровне неопределенности). В случае учета только тех респондентов, которые смогли дать содержательную оценку, доля положительных ответов составит 76% в Донецкой области, и 79% - в Луганской. Причем представление о необходимости таких организаций преобладает даже среди тех респондентов, которые негативно оценивали текущую деятельность этих организаций. В Донецкой области убеждение в необходимости общественных организаций немного распространенное среди молодежи (примерно на 10%).
Оценка эффективности деятельности общественных организаций с точки зрения их взаимодействия с местными органами власти невысока; хоть какие-то возможности ГО в этом плане видят 42% дончан, и 22% луганчан (но малый процент положительных ответов у луганчан формируется не за счет негативных оценок, а за счет неспособности дать соответствующую оценку). По сравнению с октябрем 2016 года в Донецкой области немного увеличилась долей тех, кто видит небольшие возможности и не видит никаких возможностей.
Готовы к непосредственному участию? Две трети опрошенных дончан, и чуть больше половины луганчан указали, что они однозначно не готовы к таким действиям; о принципиальной готовности к этому заявили лишь 15% респондентов Донецкой области, и 24% - респондентов Луганской области.
По сравнению с октябрем 2016 года в Донецкой области несколько возросла доля не готовых к соответствующим действиям (за счет уменьшения принципиальной готовности и неопределенности позиции). В Луганской области, наоборот, имеет место положительная динамика.
С возможной работы в пределах общественных организаций или групп волонтеров в Донецкой области чаще всего указывалась участие в раздаче гуманитарной помощи (43%), участие в культурно-о-свитницький работе (35%) и участие в обсуждении решений власти (31%). В Луганской области чаще всего отмечали такие виды деятельности, как уборка мусора и восстановление разрушенного (35%), раздача гуманитарной помощи (33%) и участие в культурно-просветительской работе (27%).
Нельзя не выделить также еще один важный вопрос формирования гражданского общества, такой как - возможны ли массовые протесты в регионе? Подавляющее большинство респондентов (более 70%) в обеих исследованных областях считает, что массовые выступления с протестом против падения уровня жизни сегодня маловероятны.
О высокой вероятности подобных действий заявили лишь 12% опрошенных в Донецкой области, и 10% - в Луганской. При этом по сравнению с октябрем 2016 года в Луганской области соотношение оценок практически не изменилось, тогда как в Донецкой области
заметно (на 19%) усилилась мнение о маловероятности протестов.
Большинство опрошенных в обеих областях (62% в Донецкой области, и 65% в Луганской области) не планируют личного участия в подобных выступлениях, если они будут иметь место; готовность к подобным действиям выразили 23% дончан, и 17% луганчан. Соотвтствующие показатели по сравнению с октябрем 2016 года в Луганской области практически не изменились, а в Донецкой области уровень неготовности немного вырос. В Донецкой области оценки как вероятности
массовых протестов, так непосредственного участия в таких действиях немного выше среди лиц старшего возраста; зато в Луганской области среди уровень личной готовности к протестов уменьшается мере увеличения возраста. Также немного более склонными к участия в протестных акциях в обоих исследованных областях являются мужчины.
Какие возможные причины потенциальных протестов? Прежде всего это может быть рост безработицы и резкое ухудшение экономической ситуации (причем первую причину заметно чаще указывали в Донецкой области). В Луганской области на первое место по частоте упоминаний вышло игнорирование властью потребностей и интереса населения (в Донецкой области эту причину вспоминали более чем в 2 раза реже).
Что ж, таковая на сегодня картина состояния гражданского общества на востоке Украины. И главное, что тенденция к его активизации налицо, ведь именно наличие гражданского общества - это залог демократического пути развития нашего государства.
*Масштабное исследование общественного мнения в Донбассе было проведено в мае
2018 года в рамках проекта "Общественный пояс Донбасса", который реализовует-
ся Западноукраинским ресурсным центром в партнерстве с товарищества Льва
и Центром Общественной адвокатуры при финансовой поддержке ЕС. Это иссле-
ния является ценным не только своим масштабом, но и тем, что оно вторично. В
2016 году ЗУРЦ уже проводил такое же исследование на территории Донецкой и
Луганской областей (кроме территорий оккупированных Российской Федерацией).