Есть, молиться, кайфовать
Вспомнимте, когда вы в последний раз чему-то по-настоящему радовались? Удовлетворение от вкусной еды, удачной покупки, очень кстати подвернувшегося «левого» заработка и тому подобное – не в счет.
Я говорю о том, что называется «радоваться жизни». В это понятие входит удовольствие от результата своего труда, успехов своих детей, от осознания небесполезности своего пребывания в этом мире, от того, что рядом – самый дорогой и близкий человек… Да просто хорошей погоде когда вы в последний раз радовались, а не просто воспринимали ее как данность? Наверное, давно.
А не заметили, что за последние годы здорово изменилось представление человека об удовольствии и о том, что может его доставлять?
Если проанализировать жизнь современного человека с точки зрения пирамиды потребностей Маслоу, то придем к неутешительному выводу. Наверняка многие обнаружат, что не поднялись выше первых трех ступеней. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Вот это – наше. А то, что идет дальше…
Дальше идут познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Людей, которые пытаются «карабкаться» еще и по этим ступеням пирамиды потребностей, не увязать в рутине, мы считаем в лучшем случае чудаками.
Не так давно одна моя знакомая обратилась ко мне с необычной просьбой: попытаться пополнить ее «арсенал» причин, по которым можно отпрашиваться с работы и с внеплановых мероприятий на работе, занимающих время после рабочего дня. Оказалось, что барышня – член клуба интеллектуальных игр «Эрудит», и отпрашиваться ей нужно для участия в тренировках и играх. Но на работе никто об этом не знает.
«Я уверена, что меня не поймут. На прежнем месте работы крутили пальцем у виска, мол, зачем это тебе. Сейчас то же самое будет», - объяснила моя знакомая свою скрытность.
Причем, она – человек с высшим образованием, и работает в коллективе, состоящем из людей, которых принято считать интеллектуалами.
Когда она мне это рассказывала, я вспомнил еще об одном своем знакомом. Он – госслужащий, а в свободное от чиновничьей лямки время занимается творческой деятельностью. Какой? А не скажу, так как человек категорически против разглашения этого в своем коллективе. По такой же причине – не хочется иметь репутацию чудака. Кстати, этого человека в его коллективе чудаком все же считают. Из-за несколько скрытного образа жизни. Он не посещает развлекательные мероприятия, ему чужды многие удовольствия, от которых его коллеги (кстати, тоже – люди с высшим образованием), как говорится, «прутся». Он даже скептически относится к религии. А она в последнее время тоже, стоит признать, почти кардинально изменила свое предназначение и функцию в обществе.
Сейчас церкви строятся не с меньшим рвением, чем ночные клубы и развлекательные центры. Кстати, почти сопоставимы с ними по доходности. Увы, как ни горько говорить об этом, функция церкви как центра духовности практически утрачена. Если рассматривать ситуацию с учетом той же пирамиды Маслоу, церковь – атрибут обеспечения потребности в безопасности, своего рода воображаемая «крыша»: помолился, свечку поставил, пожертвовал некоторую суммы и живи дальше, как и жил, не особо задумываясь о заповедях и моральных нормах. Скажете, дела обстоят не так? Не обманывайте себя.
И церковников (во всяком случае – их большую часть) такая ситуация вполне устраивает. А многих, что особенно печально, даже несколько раздражает наличие среди верующих людей, для которых вера – служение, путь, жизнь в строгом соответствии с выбранными идеалами.
Когда не так давно в Луганск привозили Плащаницу Пресвятой Богородицы, видел с Свято-Владимирском соборе такую сцену. Немолодая женщина ненадолго задержалась у святыни. Может быть, для того, чтоб молитву прочесть, может – просто ощутить благодать.
«На задерживаемся! Проходим!», - не особенно тактично прервал ее пусть такое условное и непродолжительное, но желанное молитвенное уединение дежуривший у Плащаницы священник. Да, желающих побывать у христианской святыни было немало – тысячи человек. Но многие ли из них руководствовались не тщеславием, не желанием попасть в число избранных, а действительно соображениями и побудительными мотивами высокого порядка? Вряд ли. И та женщина уж точно была из тех немногих.
Тогда в храме она в сердцах пробурчала: «В советское время в мавзолее у Ленина можно было дольше постоять». И была права.
А пребывание в Луганске плащаницы было, увы, своего рода шоу, промоушен-акцией православной церкви с целью ее популяризации и увеличения доходности.
Вскоре после вступления в должность Архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан провел пресс-конференцию, на которой говорил, что будет добиваться того, чтоб функции церкви и священства не ограничивались только исполнением треб, а были бы и социальными, и гуманитарными, и просветительскими. Идея, безусловно, хорошая. Но ее реализацию мы вряд ли увидим в ближайшей перспективе. Как эти ни печально признавать. Слишком уж много заинтересованных в том, чтоб в церковь ходили за своего рода незримыми «индульгенциями» да ради того, чтоб, как говорится, «посветить фейсом» в приличном обществе.
Да и откуда у нас взяться потребностям если и не высокого, то хотя бы немного отличающегося от приземленного характера, если в последнее время большинство луганских новостроек – торгово-развлекательные центры, рестораны, банки… Вот и недавно появилась информация о том, что проданное городской властью за долги здание, где еще недавно размещался профилакторий «Энергия» (кстати, после его ликвидации работники луганских коммунальных предприятий потеряли возможность бесплатно оздоравливаться), перестраивается под очередной торгово-развлекательный центр. Уже известно, что там разместятся банк и ресторан.
Кто-то из великих сказал, что людьми, которые хотят только вкусно есть, развлекаться, быть застрахованными от неприятностей, не стремятся к интеллектуальному и духовному развитию, очень легко управлять. Но есть ли будущее у страны, населенной такими людьми? Вопрос, как говорится, риторический.
Иван Каменнобродский, 0642.