Бессмертный: Мы вынуждены работать в Минском и Нормандском форматах пока не наработаем новый
Назначенный указом президента Владимира Зеленского на пост главы политической группы на переговорах ТКГ в Минске Роман Бессмертный рассказал о своем отношении к своему новому назначению.
Об этом Роман Бессмертный написал на своей странице в Фейсбук.
«После того как был обнародован указ Президента Зеленского о моем назначении в состав делегации переговорщиков в Минске, в мой адрес свалились тысячи вопросов от журналистов и пользователей фейсбуке. Попробую их обобщить и дать ответы на главные. Итак:
Как состоялось назначение?
Удивительно, но об указе я узнал от журналистки theБабель. До выхода в свет со мной никто из официальных лиц не говорил и не встречался. Позже узнал, что инициатором назначения стал Леонид Кучма, который на момент выхода указа не находился на территории Украины. На этой неделе ситуация дожна прояснится, ведь на 17 июля планируется очередной раунд переговоров. Накануне поездки в Минск должна состояться встреча с Президентом Зеленским.
Почему я оставил минский процесс в 2016 году? И готов снова вернуться?
Я против процесса ради процесса. Все зависит от позиции Президента Зеленского. Готов ли он производить определенные инициативы, которые будут стоять на страже государственного суверенитета Украины. Я не представляю и не лоббирую интересы любого бизнеса и своего наша семья не имеет. Никогда не был и не буду декорацией для предателей и приспособленцев. Хочу напомнить, что мне принадлежит авторство самого термина «безопасная реинтеграция Донбасса». Стоял и буду стоять на позициях прозрачности минских переговоров, ведь украинское общество должно понимать, что в головах у украинской власти. Всегда буду отрицать любые попытки других государств инициирования конституционных изменений и вмешательства во внутренние дела Украины.
В 2016 году покинул переговоры поскольку к моим предложениям Президент Порошенко не прислушался, а сама организация работы переговорной группы была провалена. И я, а позже Евгений Марчук, называли свою работу в Минске волонтерской дипломатией. У переговорщиков в Минске не было никаких полномочий, статуса и информационно-аналитического обеспечения. А это значит, что ни один из нас не мог официально обратиться к любому государственного института и получить официальный ответ. На переговорах я был в статусе обычного гражданина Украины без (!) Дипломатического паспорта.
Как организовать работу ТКГ в Минске?
Считаю, что на шестом (!) Году войны надо иметь структуру, которая сопровождала бы работу минского и нормандского процессов. На уровне государства необходимо создать координирующий орган, в который вошли бы заместители министров и руководители служб, касаются вышеуказанных процессов. Именно эта структура должна заниматься серьезной аналитической работой: производить предложения, законопроекты, решения правительства. Очень важным является привлечение к этой работе парламентских комитетов, в компетенции которых есть вопросы, рассматривают в рамках нормандского и минского форматов. В правительстве один из вице-премьеров постоянно должен быть привлечен к работе в ТКГ, находиться на постоянной связи. Борьба против внешнего врага должна объединять!
Какое отношение к минскому и нормандскому формату?
Я был и остаюсь ярым критиком этих форматов. Они оба являются несовершенными, ведь ни в одном, ни в другом не поднимается тема Крыма. Оба являются блудливо обманчивыми в вопросе самих участников переговоров. В нормандском формате участвуют четыре страны: Франция, Германия, Украина и РФ. А в ТКГ в Минске три стороны (Украина, РФ, ОБСЕ) и соответственно две страны (Украина и Россия). При этом РФ все время толкает Украину на диалог с Донбассом отрицая свое участие в войне. Мы вынуждены работать в этих форматах пока не наработаем новый. Параллельные разговоры, ведущиеся о Будапештском формате и нереализованный «Женева +», только разбросали проблемы и продемонстрировали организационную несостоятельность. Уже очевидно, что Донбасс, Крым, Приднестровье, Нагорный Карабах - являются составными единой проблемы безопасности в Европе. Ведь они порождены действиями одного государства - РФ и направлены на развал ЕВРОПЕЙСКОГО ДОМА. Разложив все эти проблемы по разным полкам, Россия стравливает государства Европы. Одна из аварийных полок - это Минск, который все время спорит с Кремлем на предмет собственного государственного суверенитета. При таких условиях ОБСЕ становится не гарантом европейской безопасности, а инструментом российского шовинизма. Когда мы говорим о войне в Донбассе и аннексии Крыма, мы говорим о европейской безопасности. Мы стали щитом для Европы и мира. Европе и миру не обойтись без «Хельсинки-2», то есть без нового пакта безопасности. Я - сторонник инициативно-наступательной дипломатии, которая производит идеи и выступает паровозом, а не плетется прицепом в хвосте», - отметил Бессмертный.