Иванам-дуракам посвящается
Недавно посмотрел фильм «Последняя любовь на земле» (англ. «Perfect Sense», в буквальном переводе – «Совершенное чувство»). Фильм – о катастрофе глобального масштаба, моно сказать, о "конце света" но не о падении метеорита, нашествии инопланетян, пришельцев из параллельного мира или других бурно проходящих глобальных катаклизмах, а о том, что человечество поразил загадочный вирус, лишающий людей слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Люди оставались в полной темноте и тишине наедине со своими мыслями, и были эти мысли, разумеется, не самыми веселыми. Из множества фильмов на апокалипсическую тематику этот отличался очень неспешным медитативным темпоритмом (поклонникам экшена смотреть категорически не рекомендуется!), а также там, что в финале создатели дарили зрителям надежду: осталась любовь (вспомните буквальный перевод названия), которую не уничтожит ни один вирус, которая и может спасти человечество.
Фильм этот (даже при некоторых его очень заметных недостатках) из тех, которые дают поводы для размышлений. И я, кроме всего прочего, задумался о том, что такое кино могли снять где угодно, только не у нас. По одной простой причине – не наше это – предполагать, что что-то может происходить постепенно, а не по принципу «трах-бабах! и – всё». Нам подавай все и сразу: «если смерти, то – мгновенной». Потому при всем общем скептическом отношении к недавнему «концу света» все же было немало людей, воспринявших эту информацию всерьез. Даже среди моих знакомых были люди, запасшиеся солью, спичками, свечками, батарейками… прочими «атрибутами выживания».
Некоторые психически очень неуравновешенные наши сограждане устроили для себя персональный Апокалипсис, как например, житель Первомайска, который 21 декабря облил себя бензином и сжег.
Такова одна из черт, определяющих наш менталитет: хотим, чтоб хорошо или плохо стало мгновенно, и, мягко говоря, без особого энтузиазма относимся к другим вариантам. Потому только в наших сказках есть Иван-дурак, этакий недалекий добряк, которому долго не везет, но в один прекрасный момент… Согласитесь, многим хочется не упорным трудом добиться благополучия, а чтоб или неожиданно получить наследство от доселе неизвестного богатого родственника, или чемодан с деньгами найти, или клад, или еще как-то изменить свою жизнь к лучшему, но чтоб – быстро и, не особо напрягаясь. Впрочем, изменения к худшему мы тоже лучше воспринимаем тогда, когда они происходят в одночасье.
Несмотря на множества доказательств обратного, мы продолжаем свято верить в разного рода панацеи: вот сделаем что-то одно, но такое, что попадет в «десятку», и будет решена какая-либо колоссальная проблема. Как в сказках об Иване-дураке, волшебным образом.
Недавний пример – очередная антитабачная истерия. Сразу скажу: лично я не курю, и вся семья ведет здоровый образ жизни. Потому очень хотелось бы искоренить эту привычку вообще и повсеместно. Но удастся ли это сделать, исключительно издавая запреты, проводя эпатажные акции, назойливую пропагандистскую кампанию?
Чтоб попытаться ответить на этот вопрос, позволю себе небольшое «лирическое отступление». Несколько лет назад, будучи по делам в дальнем зарубежье, был я на деловом ужине в довольно неплохом ресторане. В нашей компании было несколько заядлых курильщиков. В ресторане я заметил, что во время ужина ни один из них не закурил. Правда, все они сделали это с нескрываемым наслаждением, когда мы вышли из ресторана. Не удержался, задал вопрос. В ответ услышал, что в тот ресторан люди ходят ради изысканной кухни, потому курить там непринято, чтоб не мешать посетителям вкушать результаты поварского творчества. Честно скажу, не знаю, существовал ли там в тот момент официальный запрет на курение в ресторанах, но в ответ на свой вопрос я услышал не «запрещено», а «не принято».
Не открою Америку, если скажу, что запреты (особенно вступившие в силу, как говорятся, с бухты-барахты) раздражают и провоцируют желание их как можно скорее нарушить. Даже у народных депутатов.
Но запретить просто, очень просто. И я уверен, что инициировали запреты люди, действительно неравнодушные, заинтересованные в том, чтоб мы дышали воздухом, не засоренным всякой отравой (хотя с нашей экологической ситуацией это очень сомнительно). Однако, да простят меня эти люди, не зря же говорят, что фанатики при всей их «безбашенности» - самый управляемый народ. По одной простой причине: накапливающийся у таких людей «пар» нужно «спускать», а если умело подсказать направление «спуска», то результат может быть очень интересным.
И вот настало время задать сакраментальный вопрос «Кому выгодно?». Рискну предположить, что за запретами на курение стоят люди, которым однозначно не выгодно формировать в обществе отношение к курению, описанное в эпизоде с посещением ресторана. Даже при том, что «не принято» наверняка работает гораздо более эффективно, чем «запрещено». Но «не принято» нужно формировать годами, нужно принимать огромный комплекс мер, менять множество подходов, и результат будет очень и очень надежным и долговечным.
На сайтах тех же активизировавшихся сейчас антитабачных организаций очень часто приводится одна цифра: около 80 % курильщиков живут в странах с низким и средним доходом населения. Вот вам и одна проблема, решение которой может значительно снизить количество людей, которые травят себя, чтоб хоть немного отрешиться от забот о насущном. Но это – работа адова. Куда проще издать запрет. И тем самым только еще больше озлобить людей и добиться обратного эффекта.
Поработать на то же «не принято», кстати, могут и те же рестораторы, которые сейчас бьют тревогу по поводу запрета на курение в заведениях общепита. Как? Да очень просто – всерьез заняться кухней. Согласитесь, она во многих луганских ресторанах оставляет желать лучшего. Те же мясные блюда нередко очень напоминают по вкусу магазинные полуфабрикаты.
Словом, многое можно сделать, чтоб решит проблему всерьез и надолго. Но сделали только одно – запретили.
Как тут не вспомнить, другую антитабачную кампанию, проводимую несколько лет назад, когда на улицах появилась социальная реклама с изображениями победителей разного рода конкуров и соревнований с текстом «Я достиг успеха без курения», «Курить? На это нет времени». Правда, рекламировались весьма сомнительные и очень мелкокалиберные достижения разных там победителей конкурсов, так сказать, «Таланты Заплюйска» или «Спартакиада Мухосранска». Увидев эти плакаты, один мой знакомый курильщик сказал: «Будь у меня деньги, я бы рядом повесил фото Олега Блохина, Джо Фрезера, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Владимира Маяковского, Жоржа Сименона, Кита Ричардса и т. д. и написал «А я достиг успехов с курением. Сравните!». Вскоре после появления такого рода социальной рекламы интернет-сообщество ответило на нее множеством «фотожаб» и демотиваторов.
В общем, кампания провалилась с треском.
Пиарщики и рекламисты прекрасно понимают, что любая пропагандистская кампания обречена на безоговорочный и громкий провал, если она может вызвать раздражение или если есть лазейка, позволяющая высмеять ее. И в этих сферах все проекты более всего проверяются на наличие именно таких «узких мест». А в случае с антитабачными кампаниями возникает впечатление, что именно на срабатывание таких вот нежелательных факторов и делалась ставка. Кстати, вскоре после появления упомянутой выше несуразной социальной рекламы всплыла информация о том, что «заказывали музыку»… производители сигарет. И сразу все стало понятно.
Пока нет данных, подтверждающих заинтересованность сигаретных магнатов в нынешней антитабачной кампании. Но заставляет задуматься активное участие в этом движении организаций, давно и стабильно получающих поддержку из-за рубежа. Не исключено, что кем-то было принято решение работать тоньше и аккуратнее.
Лично я на сто процентов поверю в искренность всех без исключения антитабачных кампаний, когда они будут работать не на «запрещено», а на «не принято», «не прилично».
Увы, «все и сразу» возможно только в мечтах или в сказках. Разумеется, мечтать не вредно. Понимаю, кого-то огорчает, что нельзя сразу все изменить к лучшему, но не может не радовать и то, что 21 декабря все и сразу не изменилось к худшему. Значить, надежда все еще жива.
Надейтесь!
И удачных вам выходных! Несмотря ни на что!