В Луганске «льготный проезд» фактически отменили
«Резервацией» для пенсионеров и ветеранов остались трамваи-троллейбусы, которые год от года ходят все реже: автобусов, работающих в обычном городском режиме, в Луганске не осталось. Зато в обилии ходят автобусы средней вместимости, которые нам выдают за «маршрутные такси».
Деньги с пассажиров полноводной рекой текут в карманы не только собственников маршруток, но и тех, видимо, кто сделал их монополистами в полумиллионном городе. В этот поток большую лепту вносят и те, кто по закону, платить за проезд в автобусах не обязан.
А когда ветеран хочет спросить у мэра, почему так происходит — ему просто отказывают в записи на прием….
— По какому вопросу? — спросили в приемной городского головы Сергея Кравченко у ветерана труда Ярослава Ивановича Кульчака.
— Проезд льготников в городском транспорте.
— Мы вас записывать не будем: вы уже приходили с этим вопросом три года назад.
Барышни сослались на устное распоряжение Сергея Кравченко — повторно по одному и тому же вопросу не записывать. Очень мудрое решение: дело мэра — послушать жалобы и пообещать, что «все будет хорошо». А если все осталось, как было, то есть плохо, — пусть горожане сами как-нибудь перетерпят. Перетопчутся — это слово больше подходит к теме пенсионеров и общественного транспорта.
Проблема, как говорят в управлении транспорта, в том, что «перевозчики, которые работают в режиме маршрутного такси, не получают компенсаций из государственного бюджета за перевозку льготных категорий граждан». Поэтому, мол, и возят льготников «по сокращенному списку» — только инвалидов войны, участников войны и боевых действий, инвалидов І группы и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также детей-инвалидов и детей-сирот.
В принципе, чиновников неплохо было бы пригласить проехаться в «маршрутке» — посмотреть, как на самом деле бьются с водителями за бесплатный проезд даже перечисленные льготники.
— Затраты не возмещаются перевозчикам? Но это же не вопрос и не задача пассажира! Это луганский городской голова Кравченко и его подчиненные должностные лица из управления транспорта не защищают права граждан, которым по закону предоставлено право льготного проезда! — говорит Ярослав Кульчак.
Не самая лучшая идея, на наш взгляд, — нынешняя схема «бесплатного проезда», по которой компенсации из госбюджета перечисляются городской. В ней, в частности, плохо то, что при подсчете перевезенных льготников местные власти оперируют умозрительными цифрами — можно только догадываться, насколько они соответствуют действительности. Монетаризация льгот, как это сделано практически во всем мире, — вот разумный путь.
Однако у нас — другие законы, и люди, которых эти законы должны защищать, спрашивают: почему они не действуют?
На самом деле на луганских маршрутах не действуют не только законы о льготах. Если заглянуть в нормативную базу, мы узнаем, сколько пассажиров должно помещаться в маршрутке. В управлении транспорта настаивают, что «автобус общего пользования» — тот, в котором больше 15 пассажирских мест.
Однако в Луганске курсируют и гораздо более вместительные автобусы, на которых написано «Стоимость проезда — 1,75 грн». Кто им выдавал разрешения работать в режиме маршрутного такси? То же самое управление транспорта горсовета…
Мне как-то довелось слушать, как пенсионер пытался втолковать водителю, что по закону это — автобус общего пользования. Непарламентские выражения водителя привести не решусь.
Или вот Правила предоставления услуг автомобильного транспорта, которые утверждены Кабмином Украины. По-видимому, Луганская мэрия не считает этот документ нормативным. Дело в том, что маршрутные такси в нем четко определены как «додатковий вид перевезень» — там, где уже есть автобусы, работающие в обычном режиме:
«Перевезення пасажирів за міськими і приміськими маршрутами здійснюється у звичайному режимі (основний вид перевезень), а також екс-пресному режимі та режимі маршрутного таксі (додаткові види перевезень).
Перевезення пасажирів у режимі маршрутного таксі організовується за наявності сполучення у звичайному та/або експресному режимі руху автотранспорту або руху інших видів транспорту.(Пункт 33 «Общих положений» «Правил…»).
Луганчане знают, что изгнание больших «основных» автобусов, которые работали в обычном режиме, — на совести нынешней команды мэрии. Вдогонку уходящим из города «богданам» предприятия «Луганскинтерресурс» Сергей Кравченко кричал, что перевозчики — несознательные, что Луганская мэрия и без них обойдется. Вот как только возродит городской автобусный парк — так сразу и обойдется.
»Возрождение» ГАПа ограничилось на сегодняшний день лишь маленьким «Богданом» с надписью «ГКП «Луганскэлектротранс», который пустили по 113-му маршруту. И это за 4 года работы!
Уход с городских улиц «Луганскинтерресурса», автобусы которого реально возили льготников, напомним, был связан как раз с перевозками льготных категорий. Верней, с тем, как городские власти распределяли денежную компенсацию за эти перевозки, которая приходила из госбюджета. Мэрия хотела отдавать перевозчикам меньше — якобы, чтобы больше денег шло трамвайно-троллейбусному управлению.
Положение дел в ГКП «Луганск-электротранс» всем известно — еле «рога» волочат.
Однако Сергей Иванович Кравченко не устает обещать нам «покращення життя». Вот и сейчас он продолжает говорить об автобусном парке, неустанно твердит о развитии электротранспорта… И при этих словах луганчан посещает дежа-вю. А может, и нам взять пример с Сергея Ивановича и сказать ему, как пенсионерам в его приемной: «Второй раз по тому же вопросу не записываем!»
Раз откушали мэрских обещаний — и хватит.