Особый статус Донбасса: Изменения могут быть приняты уже осенью
Для серьезного прогресса в политической части Минских соглашений, среди прочего, Украина должна подготовить нормативную базу.
В частности, коммюнике парижского саммита предусматривает закрепление так называемой "формулы Штайнмайера" в украинском законодательстве, пишет сайт "РБК.Украина".
Согласно ей, закон об "особом статусе" ОРДЛО на временной основе вступает в силу после проведения там выборов. А если наблюдатели ОБСЕ признают эти выборы демократическими и соответствующими международным стандартам - этот "особый статус" будет действовать уже постоянно. Конкретный текст "формулы Штайнмайера" Украина согласовала осенью прошлого года. Теперь ее нужно ввести в закон об особом статусе, который Верховная Рада приняла еще в 2014 году и несколько раз продлевала. Как рассказал сайту представитель Украины в политической подгруппе Минской ТКГ, председатель комитета ВР по правовой политике Андрей Костин, особых разногласий на переговорах этот вопрос не вызывает, дело лишь в небольших технических нюансах.
По словам Костина, Верховная Рада может рассмотреть соответствующие поправки на осенней сессии или даже раньше, если будет собираться на внеочередные заседания во время каникул.
Над специальным законом о выборах в ОРДЛО и законом об амнистии депутатам еще надо поработать. Последний может быть создан на базе закона, принятого Радой еще в сентябре 2014 года. Но тогдашний спикер Александр Турчинов его не подписал, и закон об амнистии завис в непонятном статусе, так и не вступив в силу.
"Конечно, об освобождении от ответственности тех, кто убивал или занимался пытками, речь не идет", - подчеркнул Костин в разговоре с "РБК-Украина".
С учетом специфики ситуации главный акцент в будущем законе о выборах на оккупированных территориях - на безопасности всех участников процесса. Также он будет регулировать особенности работы Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которому, согласно "формуле Штайнмайера", на этих выборах отводится особая роль.
Наконец, Верховная Рада должна проголосовать за конституционный закон о децентрализации. Боевики и Россия настаивают, чтобы особый статус Донецкой и Луганской областей был прямо закреплен в Конституции, тогда как украинская власть, ссылаясь на Минские соглашения, такой вариант категорически отвергает. Согласно видению Киева, все особенности местного самоуправления на Донбассе будут урегулированы законом о децентрализации, общим для всей территории страны.
"Сейчас законопроект о децентрализации готов процентов на 90, уже несколько месяцев его обсуждают с различными ассоциациями местного самоуправления", - сказал изданию Костин. Он подчеркнул, что для необходимых 300 голосов "за" в сессионном зале этот законопроект должен получить поддержку большинства парламентских сил.
В свою очередь, представитель Донецка в ТКГ, журналист и блогер Денис Казанский никакого прогресса в реализации Минских соглашений не видит. По его словам, Россия и подконтрольные ей боевики не собираются выполнять целый ряд фундаментальных условий, прописанных в документе.
Например - деоккупировать 1800 квадратных километров, которые они захватили уже после подписания первого "Минска" в сентябре 2014 года. Идти с этих территорий, в частности, вернуть под контроль Украины город Дебальцево, террористы наотрез отказываются.
По словам Казанского, во время переговоров боевики постоянно требуют внести в украинский закон об особом статусе "какие-то безумные поправки", которые совсем не воспринимаются Украины. В частности, они хотят убрать из преамбулы память о вынужденных переселенцах. "Их вообще очень бесит тема с переселенцами, людьми, которых они фактически выгнали из Донбасса. Появившись в ТКГ, мы сломали их привычную схему. В целом, агрессивные заявления со стороны России связаны с тем, что они осознают свое бессилие, что Украина их переигрывает, что мы не нарушаем Минск ", - сказал изданию Казанский.
Поскольку в фундаментальных вопросах, касающихся выборов и безопасности, пока никаких прорывов нет, реальный прогресс может быть достигнут только в гуманитарной сфере: открытие новых КПВВ, разминирование, подготовка к очередному обмена.
Разрабатывается и механизм, который должен обеспечить реальное, а не декларативное прекращение огня, обсуждаются несколько новых участков для разведения войск на линии фронта. Но в любом случае, принципиальное решение ситуации на Донбассе пока остается делом неопределенной перспективы.