Не дай себе впендюрить!
Недавно мне рассказали, как на одном из мероприятий почетный гость действа, депутат Луганского облсовета, один из разработчиков программы «Патриот Луганщины», известная (конечно, в региональных масштабах) персона в сфере культуры, отвечая на вопрос об отношении к творчеству Бориса Горбатова, сказал, что… не знает такого писателя. Я поначалу удивился, но вскоре все встало на свои места. А зачем знать историю своего края одному из людей, с подачи которых нам впаривают ТАКОЙ патриотизм? И чем ближе 75-летие области, тем больше будет нагнетаться эта история.
Никогда не задумывались, что такое – луганский патриотизм в понимании власти? Поклонение «Молодой гвардии» (обсуждать и полемизировать – ни-ни! Только – поклоняться!). Еще – «Луганщина песня моя» (желательно – с прокуренной и пропитой лесоповальской хрипотцой, так душевнее и под водочку с огурчиком лучше идет). Еще – отмечание 9 Мая, 22 июня, дней освобождения и т. д. в лучших советских традициях. Кстати, я не случайно скорбные и радостные даты поставил в один ряд. Нет тут никакого кощунства, просто у нас в последнее время все мероприятия, связанные с событиями Великой Отечественной, проходят по одному сценарию. Не замечали? О каких атрибутах патриотизма мы еще забыли? Ах, да, русский язык: на нем у нас говорит подавляющее большинство населения, но его у нас так рьяно защищают от «пещерных националистов», некоторые из которых, кстати, в быту тоже говорят на русском. А кроме этого – ну еще там всякое по мелочи вроде «Луганск – это город хороших людей» или «Луганщина світанок України»…
Еще не тошнит от всей этой мишуры? Меня начинает. Да, забыл еще упомянуть религиозную составляющую. Оговорюсь, к чувствам действительно верующих людей я отношусь с уважением независимо от конфессии. Однако набирающие популярность разного рода крестные ходы, напоминающие майские и ноябрьские праздничные демонстрации советского времени, мягко говоря, смущают. Особенно то, что проводятся они в память об императоре Николае II, да, канонизированном в 2000 году, но далеко не самом успешном российском правителе, если говорить мягко. Однако мероприятия эти, судя, по размаху, проводятся с благословения власти, да и, судя по тому, что местные коммунисты и националисты помалкивали в тряпочку при том, что православно, пророссийски и монархически озабоченные господа дважды от души потоптались по ценностям и левых, и вышиваночной братии, конечно, не в открытую, без лозунгов, но сам факт проведения по центру Луганска шествий с российскими флагами (пусть и флагами Российской Империи) говорит о многом.
Создается впечатление, что власти выгодна зацикленность людей на дне вчерашнем. Кстати, именно почитание прошлого – один из краеугольных камней декларируемого с подачи власти регионального патриотизма. Причем, говоря о прошлом, подразумевается не объективное осмысление истории, а бездумное поклонение мифологемам. Нам предлагают любить какую-то мифическую Луганщину, нечто из параллельного мира, не имеющее ничего общего с реальностью. С реальностью, в которой ветшают, разрушаются, а то и откровенно уничтожаются исторические здания, в которой закрываются промышленные предприятия (совсем недавний пример – Луганский трубный завод), в которой процветают коррупция и воровство. С реальностью, в которой около трети (по официальным данным!) трудоспособного населения работают нелегально с «конвертной» зарплатой, причем, часть – еще и с серьезным риском для жизни, например, в шахтах-копанках, которые «крышуют» как раз многие самые рьяные «патриоты Луганщины».
Как ни печально это признавать, но нас, похоже, сознательно превращают в людей, о которых еще Некрасов писал «Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милейгоспода». Кстати, в России уже не уровне государственной власти требуют пересмотреть целесообразность присутствия произведений великого поэта-гражданина в школьных программах и трактовок этих произведений. Не удивлюсь, если и до нас дойдет поветрие.
Еще никак не могу отделаться от ассоциации впаривания нам так называемого луганского патриотизма со старым (извините, пошловатым) анекдотом о поручике Ржевском:
«Поручик, как у вас так с дамами получается?
- Представьте себе, господа, подхожу я к даме и говорю: «Мадам, позвольте Вам впендюрить!».
- Но, поручик, за это можно и по морде!
- Бывает, что и по морде, но чаще – впендюриваю».
Вот и нашим согражданам вот так «впендюривают» так называемы луганский патриотизм, красивую обертку, под которой скрыто столько фальши, что невольно задумаешься о том, что живо дело одного рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии. Кстати, среди принципов его работы были и такие:
- Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
- Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.
- Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важней предпосылкой ее успеха.
- Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.
Выдающийся британский историк, философ истории, культуролог и социолог Арнольд Тойнби, один из разработчиков цивилизационной теории, в своем фундаментальном труде «Постижение истории» писал: «В примитивных обществах, насколько можно судить, мимесис (способ усвоения новых форм поведения и деятельности, - ред.) ориентирован на старшее поколение и на уже умерших предков, авторитет которых поддерживается старейшинами, в свою очередь, обеспечивая влияние и престиж власти. В обществе, где мимесис направлен в прошлое, господствует обычай, поэтому такое общество статично. В цивилизациях мимесис ориентирован на творческих личностей, которые оказываются первооткрывателями на пути к общечеловеческой цели. В обществе, где мимесис направлен в будущее, обычай увядает и общество динамично устремляется по пути изменений и роста».
Очень хотелось бы, чтоб и мы пошли «по пути изменений и роста», так как надоело рыдать у могил. Ведь именно это с большим успехом проделывает уже не одно поколение: память о прошлом (Красная и Советская Армия это, УПА или жертвы Голодомора) – святое, конечно же, но не на этом, а также не на искусственно созданных мифологемах должен строиться региональный (да и любой другой) патриотизм. Увы, такие простые вещи недоступны для понимания не только власти, но и тем, кто считает себя оппозицией. К сожалению, в одной и той же системе координат, с одних и тех же позиций действуют все. Так проще.
А, может, стоит все-таки задуматься, что то, что проще не всегда – лучше?
И удачных вам выходных, несмотря ни на что!
Иван Каменнобродский