Субботний разговор
09:45, 9 березня 2013 р.

Не дай себе впендюрить!

Субботний разговор

Недавно мне рассказали, как на одном из мероприятий почетный гость действа, депутат Луганского облсовета, один из разработчиков программы «Патриот Луганщины», известная (конечно, в региональных масштабах) персона в сфере культуры, отвечая на вопрос об отношении к творчеству Бориса Горбатова, сказал, что… не знает такого писателя. Я поначалу удивился, но вскоре все встало на свои места. А зачем знать историю своего края одному из людей, с подачи которых нам впаривают ТАКОЙ патриотизм? И чем ближе 75-летие области, тем больше будет нагнетаться эта история.

Никогда не задумывались, что такое – луганский патриотизм в понимании власти? Поклонение «Молодой гвардии» (обсуждать и полемизировать – ни-ни! Только – поклоняться!). Еще – «Луганщина песня моя» (желательно – с прокуренной и пропитой лесоповальской хрипотцой, так душевнее и под водочку с огурчиком лучше идет). Еще – отмечание 9 Мая, 22 июня, дней освобождения и т. д. в лучших советских традициях. Кстати, я не случайно скорбные и радостные даты поставил в один ряд. Нет тут никакого кощунства, просто у нас в последнее время все мероприятия, связанные с событиями Великой Отечественной, проходят по одному сценарию. Не замечали? О каких атрибутах патриотизма мы еще забыли? Ах, да, русский язык: на нем у нас говорит подавляющее большинство населения, но его у нас так рьяно защищают от «пещерных националистов», некоторые из которых, кстати, в быту тоже говорят на русском. А кроме этого – ну еще там всякое по мелочи вроде «Луганск – это город хороших людей» или «Луганщина світанок України»…

Еще не тошнит от всей этой мишуры? Меня начинает. Да, забыл еще упомянуть религиозную составляющую. Оговорюсь, к чувствам действительно верующих людей я отношусь с уважением независимо от конфессии. Однако набирающие популярность разного рода крестные ходы, напоминающие майские и ноябрьские праздничные демонстрации советского времени, мягко говоря, смущают. Особенно то, что проводятся они в память об императоре Николае II, да, канонизированном в 2000 году, но далеко не самом успешном российском правителе, если говорить мягко. Однако мероприятия эти, судя, по размаху, проводятся с благословения власти, да и, судя по тому, что местные коммунисты и националисты помалкивали в тряпочку при том, что православно, пророссийски и монархически озабоченные господа дважды от души потоптались по ценностям и левых, и вышиваночной братии, конечно, не в открытую, без лозунгов, но сам факт проведения по центру Луганска шествий с российскими флагами (пусть и флагами Российской Империи) говорит о многом.

Создается впечатление, что власти выгодна зацикленность людей на дне вчерашнем. Кстати, именно почитание прошлого – один из краеугольных камней декларируемого с подачи власти регионального патриотизма. Причем, говоря о прошлом, подразумевается не объективное осмысление истории, а бездумное поклонение мифологемам. Нам предлагают любить какую-то мифическую Луганщину, нечто из параллельного мира, не имеющее ничего общего с реальностью. С реальностью, в которой ветшают, разрушаются, а то и откровенно уничтожаются исторические здания, в которой закрываются промышленные предприятия (совсем недавний пример – Луганский трубный завод), в которой процветают коррупция и воровство. С реальностью, в которой около трети (по официальным данным!) трудоспособного населения работают нелегально  с «конвертной» зарплатой, причем, часть – еще и с серьезным риском для жизни, например, в шахтах-копанках, которые «крышуют» как раз многие самые рьяные «патриоты Луганщины».

Как ни печально это признавать, но нас, похоже, сознательно превращают в людей, о которых еще Некрасов писал «Люди холопского званияСущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милейгоспода». Кстати, в России уже не уровне государственной власти требуют пересмотреть целесообразность присутствия произведений великого поэта-гражданина в школьных программах и трактовок этих произведений. Не удивлюсь, если и до нас дойдет поветрие.

Еще никак не могу отделаться от ассоциации впаривания нам так называемого луганского патриотизма со старым (извините, пошловатым) анекдотом о поручике Ржевском:    

«Поручик, как у вас так с дамами получается?
- Представьте себе, господа, подхожу я к даме и говорю: «Мадам, позвольте Вам впендюрить!».
- Но, поручик, за это можно и по морде!
- Бывает, что и по морде, но чаще – впендюриваю».

Вот и нашим согражданам вот так «впендюривают» так называемы луганский патриотизм, красивую обертку, под которой скрыто столько фальши, что невольно задумаешься о том, что живо дело одного рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии. Кстати, среди принципов его работы были и такие:

- Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.

- Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.

- Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важней предпосылкой ее успеха.

- Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.

Выдающийся британский историк, философ истории, культуролог и социолог Арнольд Тойнби, один из разработчиков цивилизационной теории, в своем фундаментальном труде «Постижение истории» писал: «В примитивных обществах, насколько можно судить, мимесис (способ усвоения новых форм поведения и деятельности, - ред.) ориентирован на старшее поколение и на уже умерших предков, авторитет которых поддерживается старейшинами, в свою очередь, обеспечивая влияние и престиж власти. В обществе, где мимесис направлен в прошлое, господствует обычай, поэтому такое общество статично. В цивилизациях мимесис ориентирован на творческих личностей, которые оказываются первооткрывателями на пути к общечеловеческой цели. В обществе, где мимесис направлен в будущее, обычай увядает и общество динамично устремляется по пути изменений и роста».

Очень хотелось бы, чтоб и мы пошли «по пути изменений и роста», так как надоело рыдать у могил. Ведь именно это с большим успехом проделывает уже не одно поколение: память о прошлом (Красная и Советская Армия это, УПА или жертвы Голодомора) – святое, конечно же, но не на этом, а также не на искусственно созданных мифологемах должен строиться региональный (да и любой другой) патриотизм. Увы, такие простые вещи недоступны для понимания не только власти, но и тем, кто считает себя оппозицией. К сожалению, в одной и той же системе координат, с одних и тех же позиций действуют все. Так проще.

А, может, стоит все-таки задуматься, что то, что проще не всегда – лучше?

И удачных вам выходных, несмотря ни на что!

Иван Каменнобродский

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...