Как улучшить управление городом
Наряду с решением каждодневных проблем граждан Украины власть ищет пути повышения эффективности и управляемости процессов, происходящих в стране.
Один из путей – проведение административной реформы, что предполагает создание абсолютно понятной и прозрачной схемы управления, без нагромождения дублирующих органов и различных структур. Вполне обоснованно считается, что только так можно достичь эффективности работы системы.
В Луганске для перехода к централизованному управлению городом предлагают отказаться от избрания районных советов в ходе следующих выборов органов местного самоуправления. Понимая, что процесс принятия такого решения не будет одномоментным «с сегодня на завтра», городские власти готовы к диалогу и обсуждению назревшего вопроса.Также планируете помочь гражданам города в поиске и обмене интересующей информации и упростить процесс подачи объявлений бесплатно на сайте bokas.info.
экономия график
Напомним: особенности административно-территориального деления Луганска привели к тому, что на город с населением почти в полмиллиона человек имеется восемь советов: Луганский городской, четыре районных в городе, Счастьенский, Александровский городские и Юбилейный поселковый совет. В них избраны 360 депутатов.
И хотя в течение последней пятилетки в Луганске отмечалась тенденция к сокращению общей численности работников органов местного самоуправления, все же на начало нынешнего года штат аппаратов восьми местных советов составляет 1134 штатные единицы, из которых 152 человека – сотрудники районных в городе советов.
При этом расходы на содержание аппаратов районных в городе советов на 2013 год составляют 12,5 млн. грн. или 17% от общей суммы расходов на содержание органов местного самоуправления Луганска. Это одна сторона вопроса – экономическая.
Есть и другие моменты. Зачастую, горожане просто теряются: какой совет – городской или районный – должен помочь решить ту или иную их проблему. Де-факто райсоветы мало что решают — у них нет необходимых и достаточных ресурсов, значительно уменьшен перечень полномочий по сравнению с объемом полномочий городского совета. К тому же, анализ эффективности их работы показывает, что райсоветы не всегда отвечают потребностям и реалиям нашего времени. Сегодня фактически все вопросы, которые существуют в районах, решаются на уровне города. В частности, именно городским бюджетом Луганска финансируются такие базовые сферы как медицина, образование, культура: только в прошлом году на эти цели было израсходовано более 41 миллиона гривен, а в этом году предусмотрено 44 миллиона.
Оказание социальных услуг жителям этих территорий также осуществляется городом через Департамент социальной защиты населения. То же самое можно сказать в отношении транспорта, архитектуры, управления коммунальным имуществом. Отсюда напрашивается вывод: если общество заинтересовано в повышении качества местного самоуправления, стоит задуматься, как власти стать ближе к народу по функциям, по задачам, по духу.
С соответствующей повесткой дня – «О необразовании районных в городе Луганске советов» – уже состоялись заседания Общественной палаты при горисполкоме и заседание постоянной комиссии горсовета по вопросам местного самоуправления, депутатской этики, обеспечения законности и правопорядка, охраны прав, свобод жителей территориальной громады с участием председателей районных в Луганске советов.
Все сошлись во мнении, что систему управления городом надо менять, нацеливаясь на конечный результат – обеспечить более тесный контакт горожан и власти.
Этот же проект предлагается вынести на обсуждение на сессию городского совета, поскольку вопросы формирования райсоветов и их полномочий в его компетенции. По действующему законодательству, горсовет принимает решения такого рода с учетом мнения районных советов и членов территориальной громады не позднее, чем за шесть месяцев до очередных выборов местных советов.
То есть, предлагается существующим районным советам доработать свою каденцию, но не избираться на следующих местных выборах. У Луганска есть фора для принятия взвешенного решения – до выборов еще около двух лет.
– Оптимизация государственного управления предусматривает сокращение численности управленческого аппарата органов исполнительной власти и местного самоуправления, устранение дублирования их полномочий и сокращение расходов на их содержание, – отметил заместитель городского головы Александр Ткаченко. – И экономические реформы, и реалии сегодняшнего дня таковы, что финансовые ресурсы должны быть сконцентрированы на приоритетных направлениях развития города. Мы должны эффективно расходовать каждую бюджетную гривну.
По мнению авторов идеи, ликвидация райсоветов может дать ощутимую экономическую выгоду. Хоть сами депутаты и не госслужащие, но каждый райсовет обслуживает значительный административный аппарат. Подсчитали, что экономия расходов на содержание управленческого аппарата составит 11,2 млн. грн. Высвободившиеся в результате реформы бюджетные средства горсовет предполагает направлять на реализацию социально-экономических программ.
В числе аргументов есть и такие: исполнительская дисциплина повысится в разы, и вертикаль власти будет более жесткая. Для особо активных противников подобных реформ следует подчеркнуть: ни о каком ущемлении или ограничении в правах жителей районов речь не идет. Все луганчане, вне зависимости от того, в какой части города они проживают, должны получать в равной мере качественные услуги: будь-то социальные, медицинские, образовательные или жилищно-коммунальные.
Что касается запрашиваемых гражданами и бизнесом наиболее востребованных административных услуг, в том числе и по оформлению разрешительных документов, то они уже сейчас предоставляются через Центр административных услуг, который по праву считается одним из лучших в Украине. Здесь ведут прием представители 48 административных органов регионального и местного значения, государственные регистраторы и администраторы, оказывающие самый широкий спектр услуг – около 220. С начала работы в Центре уже приняты 127 тысяч человек и выданы 122 тысячи документов. Его основная задача как раз и заключается в преодолении бюрократических барьеров при оформлении документов, в сведении до минимума вмешательства чиновников в жизнь горожан. Кроме того, подобная комплексная система предоставления услуг повышает качество работы органов власти, обеспечивая прозрачность ее деятельности.
Как заметил городской голова Сергей Кравченко, «удобство для граждан, экономия времени при оформлении документов, профессионализм и ответственность – это основные критерии, по которым работает Центр». Ожидается, что с открытием второй очереди Центра админуслуг (это событие должно произойти в текущем году) количество административных органов, задействованных в его работе, увеличится до 80.
Таким образов, убрав промежуточное управленческое звено в виде районных советов, будет четко выстроена административная вертикаль, улучшится управление городом. Благодаря этому луганчане будут знать, к кому обращаться по тем или иным вопросам, а их обращения не будут блуждать между чиновниками районного и городского уровня.
В то же время с целью не допущения излишней централизации власти эксперты считают необходимым иметь своего рода «предохранители», которыми могли бы стать сильные и действительно независимые органы самоорганизации населения — домовые, уличные, квартальные комитеты. Этот опыт в Луганске уже есть, и его необходимо развивать.
Уточним, что ликвидация райсоветов — это не ноу-хау луганских властей: успешный опыт имеют такие крупные города Украины как Киев, Львов, Харьков, Одесса, Запорожье, Николаев, Сумы, Винница и Черкассы. У Луганска есть шанс дополнить этот список.
Николай МАРЧЕНКО