
«Ненормальная» премьера на сцене Луганского русского драмтеатра смотрится на одном дыхании (ФОТО)
Спектакль по пьесе российского драматурга Надежды Птушкиной «Ненормальная», последняя (на сегодняшний день) премьера в Луганском областном русском драмтеатре им. Луспекаева, поставлен в рамках проекта «Театр на сцене», который был начат в прошлом году перфомансом «Репетируем Ричарда».
Актеры играли на небольшом участке сцены, там же располагался и маленький импровизированный зрительный зал. Получился своего рода симулякр камерного театра.

По стать формату была выбрана и пьеса. Это произведение одного из ведущих современных российских драматургов, кстати, очень любят организаторы театральных антрепризных проектов (по-народному - чесов), так как декораций – минимум, а действующих лиц – только двое – Он и Она.

Правда, режиссер-постановщик спектакля Павел Морозов ввел третье действующее лицо – представительницу асоциального элемента, сначала роющуюся в мусорном ящике, а в финале, оказавшуюся единственным человеком, который хоть как-то посочувствовал Ему, пережившему крах, разбитому и опустошенному.

Кстати, сама драматург совсем недавно в своем блоге писала, что категорически неприемлет режиссерских вольностей со своими текстами: «Господа режиссеры, не становитесь непрошено моими соавторами. Вам нравится писать пьесы – пишите их, без меня, сами!».

Автор пьесы определила ее жанровую принадлежность как «трагифарс». В афише спектакль назван «комедия». И первую часть актеры действительно играют в комедийном ключе, зрители смеются. А вот – вторая…

Впрочем, обо всем – по порядку.

Вкратце сюжет пьесы таков: уже немолодая женщина (героине 41 год) просит относительно молодого мужчину (герою - 30) переспать с ней, так как хочет, чтоб именно этот человек стал отцом ее ребенка.

Вкратце сюжет пьесы таков: уже немолодая женщина (героине 41 год) просит относительно молодого мужчину (герою - 30) переспать с ней, так как хочет, чтоб именно этот человек стал отцом ее ребенка.
Она увидела Его случайно, наблюдала за ним. Поняла, что хорошего в нем больше, чем плохого, хотя и негатива хватает: например, не будучи счастливым в законном браке, он живет по принципу «каждый мужчина имеет право налево», потому случайные «попутчицы» для него – обычное дело.
Он сначала в шоке от столь неожиданного предложения, так как привык сам кадрить «попутчиц». Потом шок сменяется агрессией, потом… А потом обстоятельства складываются так, что Она помогает Ему спасти его бизнес и Он получает возможность разглядеть Её ее настоящую – человека душевного, искреннего, живущего неподдельными чувствами; человека, рядом с которым комфортно и интересно.
Он предлагает Ей высокооплачиваемую работу, есть перспективы дальнейших личных серьезных отношений…

«В ней три базовые вещи, без которых она не имеет никакого смысла. Первое: героиня старше героя на 10 лет (вообще в моих пьесах очень важен возраст). Второе: у героя с героиней никогда не было и не может быть интимных отношений (так тоже бывает). Третье: герой и героиня расстаются в финале пьесы», - говорит о своем произведении сама драматург.

«Ненормальная» - если не «совсем не комедия», то уж наверняка «не совсем комедия». У каждого персонажа – своя драма, своя трагедия: маленькая – в масштабах человечества, но колоссальная – для отдельно взятой личности.

И если исполнитель мужской роли артист театра Иван Долгий, похоже, это прекрасно понял, и его персонаж менялся плавно, так, что вполне можно было сказать: «Верю!», то Заслуженная артистка Украины Евгения Качанова преподнесла зрителям Её сначала почти как комедийную «дурочку», а потом настолько резко трансформировалась в женщину-вамп, а ближе к финалу попыталась стать трогательной лирической героиней со своей внутренней трагедией, что такие «кульбиты» несколько удивили.

Зал (1)
У Птушкиной Она – персонаж, иногда смешной, нелепый, в чем-то несуразный и не совсем приспособленный к жизни, но уж точно не упрощенный. К слову, в настоящем искусстве ничего простого нет, ясное есть, но простота там действительно хуже воровства.

Режиссер
Возможно, и режиссер-постановщик спектакля Павел Морозов (один из ведущих актеров театра) решил, что пьесы Птушкиной настолько актерские (кстати, драматург – еще и один из лучших российских театральных режиссеров, и немало ее пьес были впервые поставлены ей же), что и «Ненормальная», так сказать, «сыграется» сама по себе.
Увы, не смогла Евгения Качанова воплотить героиню, в основе мотивации поступков которой – колоссальная душевная травма из-за трагедии, пережитой в подростковом возрасте. На протяжении спектакля этот «надлом» никак не ощущался, хотя он - первопричина всех, в том числе в на первый взгляд нелепых, действий уже зрелой женщины.

Возможно, и режиссер-постановщик спектакля Павел Морозов (один из ведущих актеров театра) решил, что пьесы Птушкиной настолько актерские , что и «Ненормальная», так сказать, «сыграется» сама по себе. Да, пьесы Птушкиной очень сценичны и позволяют актерам очень хорошо раскрывать себя, так как драматург – еще и один из лучших российских театральных режиссеров, и немало ее пьес были впервые поставлены ей же.
Но в том-то и коварство произведений этого автора, что при кажущемся отсутствии там поля деятельности для режиссера, он очень и очень важен, так как должен сориентировать актеров на раскрытие «второго дна» произведения: сначала – с полунамека, потом – все более и более явно.
Если же говорить о достоинствах спектакля, то нельзя не сказать, что все же отрадно, что Луганский русский драмтеатр обратился к творчеству хорошего современного драматурга, пишущего о том, что понятно и близко современному зрителю. Пьеса – одноактная, смотрится, как говорится, на одном дыхании. В общем, заслуживает внимания.
Луганский театрал