Ни войны, ни мира: как Кремль будет пытаться легализировать «ДНР» и «ЛНР»
План украинской власти разблокировать переговорный процесс с РФ по Донбассу в 2020 году не принес результата. Кремль, ожидая односторонних уступок со стороны Киева, нацелен на легализацию боевиков в государственном теле Украины. В 2021 году Москва продолжит попытки усадить Киев за стол переговоров с представителями оккупационных “республик”.
Как именно Москва будет провоцировать украинское руководство на неправильные решения, и какие ошибки уже были допущения руководством Офиса президента (ОП), читайте в материале “Апострофа”.
Российская “поддержка” Донбасса
Президент России Владимир Путин в ходе итоговой пресс-конференции, в декабре 2020 года “пригрозил” Украине тем, что и дальше будет оказывать поддержку оккупантам на Донбассе. “Урегулирование будет. Вопрос: когда? Это зависит во многом от украинской власти. А Россия как поддерживала, так и будет поддерживать Донбасс. Мы будем наращивать поддержку не только по гуманитарной линии, но и по линии прямого сотрудничества”, — заявил российский президент.
В пробуксовке “минского процесса” Владимир Путин традиционно обвинил высшее украинское руководство, которое, по его мнению, не собирается выполнять Минские соглашения. “Украинские власти приходили с лозунгом объединения страны. Но ничего не получается. Они, когда приходят, опираются на большинство избирателей. А когда попадают во власть, то начинают колебаться, оглядываться на националистические силы. Не хватает им мужества. Так происходит и сейчас”, — сказал Владимир Путин.
Слова российского президента следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, они адресованы российской аудитории, перед которой Кремль изображает постоянное укрепление геополитических позиций и критическую зависимость “дружественных режимов” от московской помощи.
“Слова Путина о том, что Россия намерена “наращивать поддержку” оккупированным районам Донбасса — не более чем ритуальные фразы. До войны с Украиной в Кремле тоже самое говорили о Южной Осетии и Абхазии, но с каждым годом там становилось только хуже. В социально-экономическом плане это две черные дыры, где основным работодателем выступают военные базы РФ. Такую же модель россияне готовят для ОРДЛО. Для имитации “развития” могут запустить железнодорожное сообщение с Россией — условную “электричку на Ростов”, — чтобы сотрудникам оккупационной администрации было проще ездить на работу”, — отметил в комментарии “Апострофу” руководитель Агентства развития Приазовья Константин Батозский.
Кремлевские интересы: задача-максимум
С точки зрения нынешнего состояния отношений Офиса президента с Кремлем, слова Владимира Путина — завуалированная угроза. Ее суть сводится к тому, что Москва в вопросах перспектив ОРДЛО не собирается идти даже на косметические уступки. Невзирая на то, что в течении 2019-2020 годов ОП ради активизации переговорного процесса пошла на согласие с “формулой Штайнмайера” и разведением сил, позиция РФ не стала более конструктивной.
Москва требует перейти к выполнению политической части “Минска”, не обеспечив всеобъемлющее прекращение огня, как того требуют соглашения. По сравнению с предыдущими годами, стрелять стали меньше, но о масштабном перемирии говорить все равно рано.
Признаков того, что российские власти в 2021 будут более сговорчивы, не наблюдается. В новом году Кремль сохранит стратегический курс на легализацию боевиков в государственном теле Украины, параллельно совершенствуя собственные механизмы контроля над ОРДЛО. Идеальный вариант для Москвы — формальное восстановление украинского суверенитета над оккупированным Донбассом при фактическом руководстве из Москвы.
В конце 2020 года Владимир Путин переформатировал вертикаль управления “республиками”, учредив межведомственную комиссию по вопросам содействия международному развитию во главе с зампредом администрации российского президента Дмитрием Козаком. Формально комиссия должна была стать аналогом американского USAID. Учитывая, что ею руководит российский куратор ОРДЛО, то основной фокус будет сделан на Украине.
При этом Москва, перестраивая управленческую вертикаль, заняла выжидательную позицию, рассчитывая, что время играет против Киева. “В следующем году мы остаемся в пределах прежнего сценария — “ни войны, ни мира” на Донбассе. В 2021 году, даже если пройдут встречи (глав государств, — “Апостроф”) в рамках “нормандского формата” и стороны скажут, что необходимо договариваться, скорых результатов ждать не стоит”, — говорит “Апострофу” эксперт по вопросам внешней политики “Украинского института будущего” Игар Тышкевич.
Легализация оккупантов
Для достижения указанной цели (легализация боевиков) Москва в следующем году попытается решить несколько задач. Ключевая — смещение фокуса дискуссии с встреч политических советников в рамках “нормандского формата” на обсуждения в рамках Трехсторонней контактной группы (ТКГ).
“РФ будет пытаться всячески смещать центр принятия политических решений в ТКГ. Переговоры за 2020 год показали, что все политические темы перенесли именно туда. В следующем году мы увидим попытки конструирования дополнительных форматов, формирование совместных с представителями “республик” инспекций, что является именно политическим, а не техническим вопросом”, — сказала в беседе с “Апострофом” аналитик Центра исследований проблем гражданского общества Мария Кучеренко.
По словам эксперта, Офис президента, дипломаты и министерство по делам временно оккупированных территорий формально декларируют, что в рамках ТКГ обсуждаются только технические детали, а вся политика остается в “нормандском формате”. На деле все происходит иначе, и такая тенденция сохранится и в следующем году.
Еще одна важнейшая задача Кремля — легализация незаконных вооруженных формирований ОРДЛО как полноправных участников заседаний в Минске, что позволит РФ заявить о начале “прямого диалога” Киева с Луганском и Донецком. Впрочем, пока что реальных возможностей осуществить этот план у Москвы нет. Хотя бы из-за жесткой позиции украинских представителей Донбасса в ТКГ. Речь идет о Сергее Гармаше и Денисе Казанском, которые оперативно сообщают о всех угрозах медиа.
Блокирование “нормандского формата”
Также в новом году Москва гарантированно продолжит использовать “нормандский формат” в качестве политической приманки для Офиса президента Зеленского при фактической блокировке встреч. Россияне демонстративно манипулируют политической зависимостью Офиса президента от встреч в рамках “нормандского формата”, которые необходимы для демонстрации приближения обещанного мира на Донбассе. В Кремле продолжат делать вид, что встреча президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина нужна больше Украине, нежели РФ.
Увы, но в Офисе президента вместо того, чтобы сделать паузу, продолжают демонстрировать, насколько им позарез нужен очередной саммит. Глава ОП Андрей Ермак на днях сообщил, что новая встреча политических советников по Донбассу в “нормандском формате” может состояться уже в январе 2021 года. По его словам, в настоящее время предварительно согласованы четыре точки разведения сил на линии соприкосновения на Донбассе. Но похоже, что дабы “выдернуть” россиян на саммит, этого слишком мало.
“Канал коммуникаций Ермак-Козак сохранится, но его влияние ослабнет. С точки зрения Дмитрия Козака, Андрей Ермак — человек, не способный реализовать прежние договоренности. Взять хотя бы для примера историю с проектом “консультационного совета”. Москва будет давить далее, требуя выполнения обещанного, но для россиян это уже пройденный этап. И если мы посмотрим, какие материалы генерируют российские аналитические центры, то имеет место смена риторики. Они перестали надеяться на то, что действующая украинская администрация сдержит ранее данные обещания”, — говорит Мария Кучеренко.
В следующем году Кремль, как отмечают наблюдатели, может комбинировать дипломатическое и силовое давление посредством эскалаций на линии разграничения с последующим выдвижением политических требований. Их перечень в 2021 году, как писалось выше, в целом останется неизменным: “прямой диалог” Киева, Луганска и Донецка, внесение “особого статуса” в украинскую Конституцию, а также проведение местных выборов в ОРДЛО без вывода российского оккупационного контингента. Пойдут ли на Банковой на уступки по какому-то из этих вопросов? На данный момент это выглядит практически нереально.