В Украине цены на железнодорожные билеты вырастут на 21%
Цены на билеты вырастут в общей сложности на 21%. Произойдет это в два этапа — по 10% с последних чисел июля и с 1 октября.
Об этом сообщили в «Укрзализныце», передают Вести.
«Это коснется купейных и плацкартных вагонов всех поездов. Стоимость билетов на “Интерсити+” и в вагоны СВ не изменится. Новые тарифы вступят в силу в течение ближайших двух недель», — сказали в пресс-службе «Укрзализныци».
Там уверяют, что повышение — вынужденная мера и за счет него смогут на несколько процентов сократить убытки от пассажироперевозок.
По словам создателя сайта poizdka.org, посвященного работе железной дороги, Сергея Павлова, стоимость билета состоит из пяти составляющих — тарифа, страховки, обслуживания в поезде (постель, чай), комиссионного сбора (за обслуживание в кассе) и НДС.
«Из этих составляющих увеличатся только тариф и НДС, а это примерно 70% стоимости билета», — говорит Павлов.
«Вести» посчитали, сколько будут стоить ж/д билеты после первого и второго этапа подорожания (см. инфографику). Например, проезд из Киева до Симферополя в купе вырастет в цене примерно на 40 грн, а плацкарт из столицы во Львов — на 14 грн.
Эксперты сходятся во мнении, что поднятие тарифов не решит проблему рентабельности пассажироперевозок. По словам транспортного эксперта Александра Кавы, существующий тариф покрывает только треть расходов: «Подорожание не такое существенное, чтобы сократить разницу с “Интерсити+”, поэтому не думаю, что новые цены отразятся на пассажиропотоке».
По мнению Павлова, единственный выход для «Укрзализныци» — отказаться от перекрестного субсидирования (чтобы люди не ездили за счет товарных перевозок): «Но для этого цены нужно поднять в 2–2,5 раза, а такую нагрузку не потянет население».
По его словам, помочь могут горадминистрации, если возьмут на себя хотя бы часть расходов пригородных перевозок, и уменьшение количества льготников: «По плану на этот год, “Укрзализныця” должна купить 300 новых вагонов, но закупки еще не начинались. Каждый год списываются 300 вагонов, и скоро наступит время, когда билетов не будет просто потому, что не хватает вагонов».
По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Бориса Колесникова, повышение тарифов — вынужденная мера: «В прошлом году убытки “Укрзализныци” составили 6,5 млрд грн. Людям нужно платить зарплаты и командировочные, плюс изнашивается подвижной состав. Выход вижу только в переходе на “Интерсити”, потому что они смогут вывести доходы железной дороги хотя бы на ноль — цена выше, а проводникам не надо платить командировочные, поскольку поезд — дневной», — сказал Колесников.