• Головна
  • Анонимные Алкоголики: групповая терапия или заклинание чертей?
Новини компаній
09:16, 27 липня 2013 р.

Анонимные Алкоголики: групповая терапия или заклинание чертей?

Новини компаній

Мужчины разного возраста собираются в небольшой комнатке в полуподвальном помещении, садятся за круглый стол, зажигают свечи, и, образовав круг, взявшись за руки, обращаются к Высшей силе, в поисках поддержки. Это не собрание религиозной секты, так обычно проходят заседания общества анонимных алкоголиков. ..

Тепло и уют обеспечат котлы компании Kalvis. Качество, которое проверено доверием покупателей.

Невидимые глазу постороннего человека, клубы анонимной взаимоподдержки зависимых от алкоголя медленно, но уверенно развиваются в Луганске. Не скрою, на заседания ОАА меня привело не только простое человеческое любопытство, но и собственные многолетние и запутанные отношения с алкоголем. Имея в бэкграунде веселую богемную молодость, в определенном возрасте начинаешь задумываться и о здоровье, и об образе жизни. Может быть Анонимные Алкоголики подскажут что интересное?

ОАА пришло к нам из Америки, его основатель легендарный Билл Дабл Ю (Уильям Уилсон) после того, как в очередной раз попал в больницу из-за передозировки спиртного, в период вынужденной трезвости, пришел к идее помощи другим людям, страдающим пристрастием к спиртному. Его идея была проста – бросающие пить люди остаются один на один со своей тягой к выпивке и в этот момент им нужна помощь от человека, такого же, как он сам алкоголика, который знает КАК ЭТО и сможет удержать его от срыва. Ведь зачастую родители, супруги, непьющие друзья просто не могут найти ключа к сердцу пьяницы.  Методика Билла дала плоды – его приятель Доктор Боб (Роберт Смит) 10 июня 1935 выпил последнюю бутылку пива и больше до конца дней не прикасался к спиртному (как и сам Билл). Этот день считается рождением Общества Анонимных Алкоголиков.

Однако не все так просто – с самого начала движение анонимных алкоголиков было связано с протестанскими евангелистскими церквями и носило ярко направленный религиозный характер. Один из ключевых тезисов ОАА – человек бессилен перед алкоголем, только Бог может помочь ему справиться с недугом. По мере развития общества формулировка про «протестантского Бога» становилась все более размытой, чтобы не закрывать двери перед «инославными», но суть в виде веры в Высшую силу («как вы ее понимаете», пишут теперь в брошюрах ОАА) осталась.

Как проходят заседания Анонимных алкоголиков? Члены группы собираются на заседания раз в неделю, чаще всего на заседании собираются 5-10 человек. Начинается заседание с коллективного обращения к Богу, минуты молчания по всем, кто ушел из жизни из-за алкоголя, затем по кругу зачитываются принципы общества. Участники группы по очереди представляются, называя имя, делая свое признание в алкоголизме и называя свой срок воздержания – например «Я – Иван, я алкоголик, я трезв два года». Другие члены группы приветствуют аплодисментами каждое такое заявление.  Члены группы, в свою очередь, делятся на «выздоравливающих» и «спонсоров». «Выздоравливающий», это алкоголик, который реализует программу «12 шагов» Общества, на пути к избавлению от недуга. «Спонсор» - это алкоголик, который достиг определенного душевного равновесия и может помочь колеблющемуся. Грубо говоря, если вы член группы, бросили пить и вдруг вам нестерпимо захотелось «бахнуть», вы можете в любое время суток позвонить «спонсору», и он поможет вам удержаться, найдя нужные слова поддержки, ведь он такой же как вы, и прекрасно понимает, что ваша «жажда» не блажь и не слабоволие, а симптом болезни, которой подвержен и он. Подобные врачуют подобных.

Программа «12 шагов» - это своеобразная программа душевной реабилитации алкоголика. На каждом этапе необходимо совершить определенные упражнения, которые лучше помогут понять суть проблемы – например, составить список всех потерь, которые человек понес в результате алкоголизма, или вспомнить всех, кому он принес горе и постараться загладить вину.

Все остальное заседание проходит в обсуждении тех или иных аспектов «12 шагов».  Выступления участников группы напоминают микроисповеди .

Алкоголик Алексей (имена изменены из уважения к анонимности членов общества): «Впервые я напился в 16 лет на дискотеке. Очнулся на полу в луже блевотины, меня разбудила уборщица, мывшая пол. Я поднялся и пришел в ужас, но не от того, что вывалялся в грязи, а оттого что праздник закончился. С этого времени и началась моя зависимость, еще совсем молодым я стал уходить в многодневный запой, как «бывалый» алкоголик». 

Алкоголик Семен (не пьет уже 10 лет): «Я лежал в наркологии 38 раз, у меня уже диагностировали цирроз печени. Недавно я прошел УЗИ – врачи сказали, что я совершенно здоров. Но, тем не менее, понимаю, что я остаюсь алкоголиком, когда я прохожу мимо наркуши, меня окликают знакомые мужики из окон, я не отворачиваюсь и не делаю вид, что я не такой. Если я начну пить, то снова окажусь там же, за окнами с решетками».

Алкоголик Петр (инвалид): «Я по состоянию здоровья не могу часто посещать заседания группы, хорошо, что есть скайп и я могу общаться с другими анонимными алкоголиками, когда становится тяжело».

Алкоголик Николай: «Никто не начинает пить с одеколона, начинают с коньяка в хрустале. А результат будет один. Я в свое время с сожалением смотрел на тех, кто с утра уже в «драбадан», я сам как правильный пьяница, не алкоголик, похмелялся в обеденный перерыв, и сам не заметил, как однажды утром потащился за чекушкой. Сейчас я признаю, что потерял контроль и нуждаюсь в помощи».

Каждая история падений и взлетов встречается аплодисментами присутствующих. Некоторые участники группы хранят молчание все заседание, но по их напряженному вниманию видно, что все эти исповеди – и о них тоже.

Откровения анонимных алкоголиков на неподготовленного человека производят гнетущее впечатление, поэтому к новичкам не пристают, они должны освоиться, для многих проблемой является само констатирование факта собственного алкоголизма. Сказать: «Я - алкоголик» не всем под силу.

Кстати, для начинающих «Анонимными алкоголиками» придумано много психологических ухищрений, помогающих удерживать трезвость. Например, никто из АА не клянется в трезвости до конца жизни, вместо этого они произносят формулу: «Сегодняшний день я проведу трезвым».

Общества стремятся к максимальной автономии и существуют на пожертвования членов. Вопрос с помещением для заседаний каждая группа решает самостоятельно – одна из них собирается в помещении наркологической лечебницы (неофициально наркологи направляют после выписки своих пациентов в ОАА).

Что за люди приходят в ОАА? В луганских группах социальный и возрастной состав разнообразный – есть и преуспевающие (в трезвости) бизнесмены, и простые работяги, и люди умственного труда, пожилые и молодые, хотя превалирует возраст 40-60 лет. Характерная особенность – женщин на заседаниях луганских  групп анонимных алкоголиков нет (хотя женский алкоголизм страшнее мужского, что подтверждают переполненные женские отделения в областном наркодиспансере). Если признание алкоголизма мужчинам дается трудно, то женщины и вовсе скрывают свой недуг до тех пор, пока не становится слишком поздно.  

И здесь стоит поговорить о разнице менталитетов – ОАА – это типично американское явление, не случайно в начале мы говорили о том, что в основе учения общества лежат протестантские принципы. Классическая группа коллективной терапии берет истоки в евангелической общине с ее многочасовыми собраниями, на которых «говорят о Боге». У большинства луганчан либо атеистов, либо поверхностно-обрядово православных такого повседневного опыта и традиций нет.  Этот диссонанс очень режет глаз. Так, один из «выздоравливающих», который в рамках своего исцеления обратился к Богу и ходит в православную церковь, в своем рассказе высмеивал местные православные традиции, густо замешанные на выпивании по «божественным поводам». В рамках идеологии ОАА этот человек явно ищет «трезвой церкви», и скорее всего вскоре найдет ее не в православии, а в одной из евангелических общин, которая станет логическим продолжением антиалкогольной группы.

И личное, субъективное мнение – посетив несколько заседаний групп анонимных алкоголиков, мне показалось, что их участники, безусловно, помогая друг другу воздерживаться от употребления, тем не менее, полностью остаются в «мире алкоголя», только теперь со знаком минус. «Выздоравливающий» оказывается по-прежнему в окружении алкоголиков, которые теперь собираются, чтобы обсудить как хорошо не пить, как раньше собирались, чтобы коллективно крякнуть: «Эх, хорошо пошла!».  Еще Лев Толстой саркастически писал о нарождавшихся обществах трезвости в России: «Чтобы водки не пить собираться не надо, а уж коли собрались так надо бы и выпить». 

Спору нет, алкоголь – зло. Но люди пьют для того, чтобы им было хорошо – в буквальном смысле почувствовать себя другим, «более лучшим» человеком, алкоголь дает это иллюзорное чувство всемогущества, которое, к сожалению, оборачивается чаще всего лицом в луже. Понять, что именно помогает тебе раскрыть алкоголь (быть более общительным, смелым, вдохновленным и т.д.), и попытался взрастить в себе это на трезвую, без ментального наркотического костыля, выйти за пределы «алкомирка», по-моему гораздо интереснее, чем вцепившись в друг друга заклинать собственных чертей.

Но, в общем-то, легко так рассуждать – не имея за плечами 38 визитов в наркологию, пропитых домов, разрушенных семей, для большинства тех, кто приходит в ОАА – группа становится последним прибежищем. И пусть это замена одной зависимости на другую, но лучше так, чем спиваться.

Константин СКОРКИН, специально для 0642

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...