На различных этапах своей жизни мы сталкиваемся с тем, что получаем оценку наших способностей, знаний или умения применять полученный опыт в трудовой деятельности. Такая оценка может носить устный характер, а может быть дана и в письменном виде. К таким оценкам можно отнести различные виды характеристик, которые оформляются и составляются в соответствии с существующими стандартами. К таковым характеристикам относится характеристика на ученика или возможно на группу учащихся за конкретный период обучения в школе.

Составление характеристик на группу школьников или индивидуально каждому ученику можно назвать одним из популярных, доступных и действенных способов, помогающих определить и выявить индивидуально-психологические особенности школьников. Только грамотно и правильно составленная характеристика может помочь новому педагогу быстро наладить контакт с классом или отдельными учениками. Так же характеристика ученика дает представление учителю о его личностных качествах, увлечениях и отношениях с другими учениками. Это помогает выстраивать план педагогической работы, создавать оптимальные и комфортные условия для развития школьников. И наоборот, предвзятое составление характеристики может отрицательно повлиять на выстраивание отношений между новым педагогом и учеником, либо классом.

На практике встречается множество характеристик, которые составляются педагогами в различных свободных формах и с учетом рекомендаций педагогической науки. Те и другие формы имеют свои особенности и некоторые недостатки. Отмечается, что могут раскрываться не все критерии оценивания ученика, что-то может упускаться из вида. В интернете на различных сайтах можно найти готовые шаблоны характеристик, которые помогут составить полноценный грамотный документ.