Разгерметизация прошла успешно: в музейном зале Луганска повеяло свежим воздухом (ФОТО)
Музей – это нечто статичное. Там стоят экспонаты, которые «руками не трогать». Торжественная тишина, пыль веков. В музей можно сходить на экскурсию, где под присмотром бдительных бабушек и в сопровождении болтливого экскурсовода с неизменным «пройдемте в следующий зал», можно посмотреть экспозицию.
Разорвать этот шаблон восприятия музейного пространства 27 сентября попытались молодые художники, принявшие участие в проекте «Разгерметизация музейного универсума», реализованном в луганском Краеведческом музее.
ПрофПереклад Киев, сайт организации profpereklad.kiev.ua, предлагает своим клиентам качественный перевод любой сложности в кратчайший срок и высокого качества. Цена за работу соответствует качеству предоставляемых услуг.
Идея проекта состоит в том, чтобы открыть музей для новых тенденций, преодолеть его замкнутость и инертность. Свои работы художники встраивали в существующую экспозицию, добавляя дополнительные смыслы представленным экспонатам.
Куратор выставки, научный сотрудник музея Антон Макаревич, автор идеи выставки, говорит, что реализовать проект удалось благодаря прогрессивной позиции администрации музея, заинтересованной в новых тенденциях. Впрочем, куратор проекта пока сдержанно оценивает свое детище.
- Разгерметизация удалась частично, винт дал люфт, но не все сразу – тут и художественная проблема очень серьезная и учреждение солидное. Арт-тусовка не очень сильная у нас в городе, тяжело собрать художников, тяжело объяснить, не все понимают, что они здесь делают, - говорит Антон.
В планах Антона Макаревича провести круглый стол, на котором будут обсуждены итоги выставки, которая продлится до 25 октября.
Один из активных участников выставки художник Вячеслав Бондаренко (Слава Бо), презентовавший на «Разгерметизации» новое творческое объединение «Три по сто», напротив полон оптимизма.
- Эта выставка – главное событие в культурной жизни города этого года. В каждом зале все разное, я был приятно удивлен. Разгерметизация удалась полностью, настолько повеяло свежим воздухом в затхлых музейных залах. Я на самом деле бываю в музее часто, два раза в год с сыном точно бываем. Так что экспозицию я знаю хорошо, и вижу, насколько она преобразилась, благодаря работам художников.
Что можно было увидеть на выставке?
Например, фаршированного мамонта. Скелет мамонта участники творческого объединения «Три по сто» начинили «поэтической требухой» - бумажными полосками со стихами, которые должны сохраниться для истории. В числе авторов, чьи стихи были помещены «на хранение» в мамонта – были и классики, и современники, например, в мамонте оказались стихи луганской поэтессы Елены Заславской. Сама акция носила название «Ливерни-выверни», что являлось перефразированием строчек из знаменитой поэмы «Зангези» Велимира Хлебникова, посвященной природе времени.
Еще один привет русскому авангарду – альбом-книга, посвященная супрематизму Казимира Малевича, сделанная художницей, пожелавшей остаться неизвестной. Она была выставлена на особом супрематическом мольберте.
В одном из залов можно было увидеть живую инсталляцию – девушку в реконструированном сарматском облачении и с боевым луком в руках - работа Алексея «Доктора» Биды и Юлии Кишенко.
Картины художниц Марии Вдовиченко и Тамары Гладышевой, были непосредственно инкорпорированы в экспозицию, посвященную бытовой культуре разных времен. Например, Вдовиченко отдала дань декадентским течениям, в интерьере начала ХХ века.
В зале музея, посвященном индустриализации, посетителей встречал живой робот, напевавший бодрые мотивы и произносивший зажигательные лозунги, в то время как его «коллега» уселся за руль трактора 30-х годов. Этот перформанс арт-группы «Три по сто» носил название «Вперед к полной механизации!». «Никакой прогресс невозможен без чувства юмора», - утверждают авторы акции.
Куратор выставки Антон Макаревич также представил ряд своих работ – в частности запоминающимся был проект «Застой» - старый телевизор, в рендомном порядке выдававший обрывки из речи Леонида Брежнева.
В работе Артема Пряхина было отражено этническое разнообразие Луганского края, самобытность народов, населяющих его. Дизайнер Антон Иванов представил эволюцию адресной таблички, как элемента городского пространства.
Кроме луганчан, в выставке дистанционно приняли участие художница Мария Гончар из Одессы, и мастера видеоарта из Латвии. Их видеоработы можно было посмотреть на мониторах расположенных в залах музея.
Завершилась презентация выступлением музыкального проекта «Гусли\Маузер».
Какова была реакция зрителей на увиденное во время «Разгерметизации»?
Маша, филолог:
- Мне понравилось, что людей привлекли в музей, я уже и не помню, когда до этого последний раз была в музее. Понравилось, что организаторы связали времена, показали нить, связывающую поколения. Радует, что творчество живо, что обращают на него внимание молодежи. Из экспонатов больше всего понравился мамонт и его поэтические внутренности.
Александр, предприниматель:
- Хорошо, что людей привлекли в музей. Многие разбредались по залам, не запланированным выставкой. Очень понравилась интерактивность, что ходил робот, правильные лозунги выдвигал. Здорово, что можно было взаимодействовать с экспонатами, потому что обычно ходишь по музею и везде написано «руками не трогать», «нельзя фотографировать». Своей цели организаторы добились, но это касается только тех посетителей, кто пришел сегодня. А для того, чтобы привлечь других людей, нужно делать что-то более масштабное, задействовать весь музей и, возможно, территорию рядом с ним. Для начала – неплохо.
Игорь, студент:
- Не все работы художников мне понятны, иногда непонятно в чем собственно творчество, как в случае с мамонтом. Но в целом идея интересная, если брать, как цель, заинтересовать молодежь музеями, то все получилось.
Андрей, дизайнер:
- Сама выставка – как ход, мне понравилась, экспозиция тоже, но некоторую часть работ можно подтянуть в плане качества. И тогда это может быть интересно и на всеукраинском уровне. В плане разгерметизации – многим, в том числе мне, должно быть стыдно, что мы редко бываем в родном музее. Сегодня мы на контрасте прошлого и современного, по-новому посмотрели на город, его историю.
При всей разнице оценок работ современных художников, большинство посетителей сходились в том, что новые формы работы музея привлекают внимание и вызывают интерес к этому учреждению культуры. А значит, разгерметизацию можно признать успешной.
Напоминаем, выставка будет действовать до 25 октября. Так что время оценить ее еще есть.
Константин Скоркин, для 0642, фото Евгения Сулименко