Школьных учителей могут заменить «киборги»
Популярность информационных технологий может привести к тому, что реального учителя в школе заменит его виртуальный аналог или киборг, уверены украинские ученые.
Сегодня в Луганском национальном университете психологи, педагоги и IT-специалисты из разных регионов Украины говорили о плюсах и рисках растущей популярности информационных технологий, а также об их роли в современном образовании. Вуз провел две тематические научно-практические конференции: Международную «Информационные технологии в научных исследованиях и учебном процессе» и Всеукраинскую «Киберагрессия: психолого-педагогические и кибернетические проблемы безопасности». Говорили о том, как сохранить экологию информационного пространства, защитить важную информацию, чем могут помочь информационные технологии современному учителю и как сделать так, чтобы компьютер не вытеснил общение с живыми людьми. Также исследователи делились научными мнениями о том, что приводит к киберагрессии, как защититься от кибератак и помочь тем, кто от них пострадал.
«Мы единственные в Украине поднимаем на научном уровне вопрос киберагрессии. В то время, как в западных странах, например, в Штатах, решение этой проблемы имеет государственную поддержку. И такие конференции, как наша, проводятся в Белом Доме. В Украине мы стали резонатором этой темы. После прошлогодней конференции ряд вузов и научно-исследовательских центров открыли у себя кафедры, научные лаборатории, изучающие эту проблематику. Для нас непонятно, почему на государственном уровне нет масштабной работы по профилактике, ведь ежегодно жертвами киберарессии становятся дети. Уже известно несколько случаев, когда украинских школьников доводили до суицида «травлей» в сетях», – говорит проректор ЛНУ, доктор технических наук, профессор Александр Меняйленко.
Молодые ученые на конференции предложили способы защиты тех, кто пострадал от виртуального давления. Например, Артур Степковский, изучив западный опыт, пришел к выводу, что важно создавать системы анонимных консультаций в сети, проводить тематические лекции и презентации в учебных заведениях, а также отметил, что в мире проблему профилактики и реабилитации жертв киберагрессии решают совместно педагоги и родители.
Как и у большинства новинок, у современных информационных технологий есть две стороны. Положительный результат трудно переоценить – это в первую очередь ускорение обмена информацией, ее обработки и повышение качества защиты данных. Максимально использовать все выгоды, которые дает IT,сегодня настроены педагоги. «Опыт показывает, что дети, школьники, студенты намного лучше воспринимают и запоминают ту информацию, которая была передана с использованием современных технических средств. Так, у ЛНУ есть опыт подготовки выпускников школ на курсах довузовской подготовки с использованием дистанционного обучения. Такие лекции дети слушают внимательней. А результаты ВНО (внешнего независимого оценивания) показали, что их знания лучше, чем у тех, кого учили традиционно.
Электронными уже стали книги, учебники, целые учебные курсы. Во многих украинских детских садах, школах и вузах обучение не представляют без использования компьютеров, смартбордов, мультимедийного оборудования и выхода в Интернет, смотрите http://lime.ua/
Задача ученых – дать лучшие методики по работе с ITсовременному учителю», - объяснил Александр Меняйленко.
Но в то же время исследователи подчеркивают, что следующим шагом на пути информатизации и виртуализации учебного процесса может стать исключение самого педагога. «Технический прогресс, в принципе, готов заменить живого учителя его кибернетической версией. И мир, по сути стоит сей час перед выбором, идти ли в этом направлении.
Думаю, нам не стоит забывать, что такое понятие, как любовь люди не могут сделать электронным. Гумманизм – одна из главных составляющих педагогики. И сегодня эффективная учеба стоит на трех китах. Это учитель, методика и информационные технологии. Успешным будет только сочетание этих составляющих, а не исключение одной из них», - отметил Меняйленко.
Пресс-центр ЛНУ