19:00, 1 травня 2014 р.
Луганский писатель посвятил Первомаю исторический экскурс в жизнь рабочего люда
Международный день трудящихся сейчас для рядового украинца в основном воспринимается как один из весенних солнечных дней, свободных от работы, когда можно выбраться на природу с друзьями и детьми, пожарить шашлыки, порыбачить и выпить водки. Но так было не всегда.
Об этом в своем блоге пишет луганчанин, писатель и историк Павло Правий.
В советские времена празднование 1 мая проводилось с не меньшим размахом, чем 7 ноября. Товарищи коммунисты изо всех сил старались показать, насколько они уважают тружеников, и этот праздник был своеобразным отчетом власти по улучшению жизни рабочего класса, а для "класса" - очередной возможностью выразить любовь к партии благодарность за ее заботу о себе.
Было ли основание для подобных настроений? Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть туда, в "проклятое капиталистическое прошлое", чтобы увидеть и переосмыслить то, насколько человек труда стала жить лучше в государстве, где власть официально принадлежала именно ему, как утверждали товарищи из ЦК КПСС.
Итак, заглянули. Заглянули в далекий уже 1914 год. Что же мы там увидим?
Цифры, цифры...
Рассказывая о несчастной жизни рабочих и крестьян до Великой Октябрьской социалистической революции, советские историки и агитаторы (часто уровень исторических публикаций и не поднимался выше агиток) любили давить на эмоции. Люди старшего поколения вспоминают преимущественно эпитеты, которыми в газетах и учебниках награждалась "капиталистическая действительность" Российской империи: "беспросветная нужда", "рабские условия труда", "голодное существование", "жизнь в бараках" и т.д. .
Были и цифры. Коммунисты являются большими знатоками цифр, и еще большими специалистами в жонглировании ими. Любимый прием - недосказанность. Мы категорически утверждаем: коммунистические агитаторы не врали. Они говорили только правду. Только... немного не всю.
Яркий пример. Берем некую книжечку, которая вышла даже не во времена Брежнева, а уже накануне конечного краха коммунистической власти, в 1991 году. Называется она (здесь и далее - на языке оригинала) "История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX в." И вот статья в той книжечке некоего К.Ф.Шацилло "Николай Второй: реформы или революция". Здесь все о "бедственном материальном положении трудящихся масс..."
Вот цитата, которую нашел автор для иллюстрации " бедственного положения":
"Анализируя бюджет московских рабочих в конце XIX в ., один из санитарных врачей писал: "...после уплаты всего необходимое для проживания в Москве у одиноких чернорабочих от месячного заработка (в среднем 14 руб . - К.Ш.) остается 1 рубль или даже получается дефицит; у специальных (специалистов со средней зарплатой в 29 руб. - К.Ш.) остается 10-15 руб. У семейных чернорабочих в большинстве расход в значимой степени превышает доход, а потому приходится работать сверхурочно (1-3 руб.) И прибегать к займам. У семейных специальных рабочих расход покрывается доходом или остается очень незначительна сумма, если не бывает вычетов".
Что тут скажешь? Очень печальная картина. Но... Но в данном случае мы сталкиваемся именно со случаем умелой манипуляции цифрами и словами. Вот, например, вопрос: почему автор статьи привел цитату не целиком, а с половины: "...после выплаты всего необходимого..." - это как? Что такое "необходимое"? Дайте нам список, пожалуйста! А в ответ - тишина. Потому что пришлось признать, что в "необходимое" входил набор продуктов питания, от яиц до говядины, от молока до картофеля, от водки до колбасы (а не краюхи черного хлеба и картофеля "в мундирах" для всей семьи, как нам внушали агитаторы). Потому что в "необходимое" входила одежда, - повседневная и выходная, от нижнего белья до галстука, от ботинок до платья жене, от фуражки, а часто - и шляпы - до носков (а не драные штаны, выброшенные каким-то барином на помойку, вылинявшие от многолетнего ношения косоворотки и лаптей, как нам внушали агитаторы) . Потому что в "необходимое" входила плата за квартиру (не койко- место в бараке, как нам внушали агитаторы, а именно за квартиру, в настоящем доме) и посещения бани (у кого ее не было дома). "Потребительская корзина" была и тогда - не только во времена независимой Украины, а тогдашние законы относительно его наполнения выполнялись не в пример нашим "проффесийним " правительствам.
Почему же такая информация воспринималась советским человеком без удивления? Потому что запутывали мизерные , как для периода "позднего социализма", цифры: 14 руб., 1 руб., 10-15 руб... Действительно, что это такое, при Горбачеве (и даже при Брежневе) - 1 рубль! Но возмущение "ненасытными буржуями" начинает исчезать, если заглянуть в перечень цен на товары того времени (поэтому такие сведения коммунистические агитаторы почему-то не приводили) исчезает, только познакомишься с ценами в Киеве, Москве или Питере.
Мы могли бы привести кучу цифр, которых так не любят вспоминать коммунисты, но для их апологетов более убедительными будут слова одного из коммунистических вождей - Никиты Хрущева (по материалам сайта "Трудовые будни. RU": "Н. С. Хрущев на завтраке в его честь, устроенном 19.09.1959 киностудией "ХХ век-Фокс", вспоминал: "Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."
Как видим, даже чернорабочий, даже на "жалкий рубль", который оставался у него после уплаты за "все необходимое" мог приобрести 50 фунтов (20,5 кг) "черняшки", которой, как нам рассказывают, только и питался .
Рабочие типографий общества Сытина и Ко в Москве. Обратим внимание на одежду этих людей: неужели у кого-то повернется язык назвать их нищими?
Хорошая корова, как рассказывают старики, "за царя" стоила от 15 до 20 рублей. Меньше средней месячной зарплаты украинского рабочего. А ну, смог бы советский рабочий купить на свою зарплату корову? Сейчас она стоит минимум тысячу долларов!
О "политических требованиях".Но у рабочего при царизме был ненормированный рабочий день! - воскликнет кто-то. Да , был. И это была большая проблема. Но и здесь не надо представлять себе, как рабочий "вкалывает" от зари до зари по 12-14 часов. Обычно рабочий день составлял 9:00 (45-часовая рабочая неделя), и это - далеко не худшие условия труда, чем те, которые предлагаются, например, в новой редакции КЗОТа Азарова-Януковича - 48-часовая рабочая неделя). Да, было и 12 часов. И 14 было. Но редко - преимущественно в т.н. дни "штурмовщины", когда надо было выполнить срочный заказ.
Требование 8-часового рабочего дня - основной "политический" лозунг рабочих начала ХХ в. Было это требование выполнено? Нет. А в СССР? Да. Но - в более поздние сроки. И - значительно позже, чем в странах "капиталистического мира". А вот во времена товарища Сталина работали и по 9 часов, и больше, и даже без выходных. Мало кто знает, но в СССР конца 30-х - начала 50-х даже 1 января было рабочим днем!
Интересно отношение в "стране пролетариата, который победил" было к молодежи. Помните фильм "Место встречи изменить нельзя"? Там Шарапов вспоминает, как его сосед - парень Венечка - во времена учебы в консерватории с каждой стипендии покупал маме цветы? Так вот, не верьте - пропаганда.
Слово известному писателю Виктору Суворову: "С 3 октября 1940 года в Советском Союзе обучение в высших учебных заведениях и старших классах обыкновенных школ стало платным. Вводилась эта мера в связи с тем, что благосостояние трудящихся ужасающих повысилось, и деньги трудящимся все равно девать некуда. По просьбе ЭТИХ самых трудящихся родное првительство им подарочек подбросило. Мгновенно школы опустели. Чтобы миллионы подростков зря по улицам не шатались, для них были открыты особые "учебные заведения". При военных заводах. В эти "учебные заведения" забирали, не спрашивая желания, по мобилизации. Потом за это "обучение" надо было с любимой Родиной расплатиться - четыре года отпахать на родном заводе без права выбора места, профессии и условий работы. Если забирали девчонок из "учебных заведений", это каралось по всей строгости уголовного кодекса... Забирали в "учебные заведения" с 14 лет. Срок обучения - 1-2 года. Значит, расплачиваться надо было начиная с 15-16 лет. А там и в армию загребут. Вся эта система принудительного труда миллионов подростков именовалась термином "трудовые резервы". Править этой производственно-тюремной системой товарищ Сталин поставил товарища Москатова Петра Григорьевича". ( Суворов. Беру свои слова обратно).
Поэтому, если речь и должна идти о стипендии, то о той, которую студент выплачивал государству за право получить высшее образование.
Добавим к этому, что в 30-е годы в СССР была введена смертная казнь для детей, начиная с 12-летнего возраста, а также уголовная ответственность граждан, за, к примеру, опоздание на работу более чем на четверть часа.
Коммунисты очень ругают систему "рабочих книжек", которая существовала в царской России. Мол, это делало пролетария зависимым от работодателя. И тут же, получив власть, ввели трудовые книжки тоже. Они и сейчас существуют.
Коммунисты рассказывают о том, как в своей безграничной заботе о трудящихся в СССР построили систему детских садов, яслей, внедрили бесплатное обучение и медицинское обслуживание. И это - правда. Честь и хвала им за это. Вот только бы они вспоминали хоть иногда, что до Революции, например в г. Луганске на заводе Гартмана существовала амбулатория для рабочих (бесплатная), школа для их детей (тоже бесплатная) и детский сад (догадайтесь, какой?). На текстильных предприятиях Саввы Морозова было так же. И на знаменитом Путиловском заводе. И на заводе "Арсенал " в Киеве.
И дело здесь не в заботе. И буржуины, и большевики понимали: "гегемона" ничто не должно отвлекать от производственного процесса. Плюс - старая мудрость: "хороший работник - сытый работник".
Буржуины не только о хлебе насущном, но и о развлечениях для рабочих не забывали: почти при каждом предприятии существовали кружки самодеятельности, библиотеки, спортивные общества и т.д.. И что-то не верится, что голодный оборванный "пролетарий" заинтересовался бы возможностью заняться гимнастикой или попеть в хоре.
Словом, и уровень, и образ жизни большинства рабочих Российской империи (в том числе и украинских) абсолютно сопоставим с уровнем жизни пролетариата СССР начала 80-х.
"Угнетенные" царизмом рабочие Луганского завода Гартмана. Первая (но далеко не единственная) на Луганщине рабочая футбольная команда. Создана преподавателем гимнастики министерской училища завода (было, оказывается, такое) Генрихом Држевиковським в рамках добровольного заводского товарищества рабочих "Общество разумных развлечений" (1908 год).
О казаках с нагайками и БТРах
Конечно, нельзя представить себе картину, как " озверелая солдатня" хватает ни в чем не повинного рабочего, тянет его к плахе, где с топором в руках уже стоит некий мордастый жандармский офицер. Все произошло буднично: стачка рабочих постепенно переросла в погром с бросанием камней в полицейских, окна заводоуправления, а то и просто в хорошо одетых прохожих. Правоохранителями были вызваны казачьи подразделения. Обычно казаки "работали" нагайками (на то время ПР-73 еще не придумали). Однако в тот раз забастовщики применили камни, куски труб и арматуры, и т.д.. Вот казачки и вытащили сабли...
Прискорбно? Конечно. Антигуманно? Говорят - да. Но и на место полицейских и казаков себя поставьте: вас бьют чем попало и куда попало, разбивают головы кирпичом. Что делать?
В советской пропаганде прочно утвердилась мифологема, согласно которой пролетарии имели моральное право даже УБИТЬ городового, ведь боролись за правое дело. А вот городовой, который применил оружие, часто даже для самообороны против разъяренной толпы, рисовался вором и монстром, ведь защищал "угнетателей". Как будто дома его, живого и здорового, не ожидали жена и дети.
А вот Советский Союз. Правда, не "День солидарности", но тоже 1 число - 1 июня 1962 года. Знаменитые Новочеркасские события. Причиной их стало повышение на 20% цен на мясо и колбасы и на 25% - на сливочное масло. Одновременно на электровозостроительном заводе на 30% увеличили производственные нормы. Люди возмутились. Спичкой к пожару бунта стали слова директора завода Б.М. Курочкина в ответ на упреки рабочих "как жить": " Не хватает денег на мясо - ешьте пирожки с ливером" (ай , как бы советская пропаганда красиво подала эти слова в каком-то фильме "о революции", но прозвучали бы они из уст какого-то буржуина!).
В результате в Новочеркасске вспыхнуло стихийное восстание с погромами и избиением начальников. В город были введены войска с бронетранспортерами и пулеметами. Все это закончилось тем, что 2 июня на площади перед местным горкомом партии была расстреляна почти тысячная толпа. Результат - 24 убитых, более 87 раненых. Семерых "зачинщиков" позже приговорили к смертной казни за "бандитизм, массовые беспорядки и попытки свержения Советской власти" (то есть, вроде бы власти тех же рабочих). Еще 105 человек получили от 10 до 15 лет лишения свободы в колонии особого режима.
Не слишком ли круто коммунисты обошлись с "гегемоном"? Сравнить можно разве что с восстанием в Москве 1905 года. Но то восстание, во-первых, было вооруженным, во-вторых, оно было заранее подготовленными (т.е. были соответствующие намерения).
Интересно сравнить наказание семерых "зачинщиков" Новочеркасского восстания с наказанием царским судом руководителей восстания Московского (тех , кого удалось захватить, ведь большинство не стали ждать и рванули за границу). Например, Васильева-Южина , который был арестован в начале восстания и был освобожден уже через несколько месяцев (в 1906 году он вел "партийную работу" на юге России). Опять сравнение не в пользу коммунистов.
Хрущев лил крокодиловы слезы, стеная о несчастных соотечественниках, но когда те соотечественники из-за отчаяния прибегли к радикальным действиям, запросто отдал приказ об их расстреле. Ему даже в голову не пришло потом помиловать кого-то! Если рабочие требуют колбасы, значит - выступают против Советской власти, ни больше, ни меньше. А ведь были еще Тимертау и та же многострадальная Горловка, были Донецк и Тбилиси; были Славянск и Беслан... И везде - бронетранспортеры и "Калашников" в качестве аргумента. Нечего и спрашивать, сам Хрущев с Микояном и Шелепин (управлявшими "примирением" бунта) испытывали недостаток мяса, красной и черной икры, осетрины, ананасов, рябчиков, шампанского и т.д..
Самое удивительное, что все еще находятся люди, которые видят в коммунистах, их идеологии и методах управления чуть не идеал гуманизма. Лично мы совершенно не видим разницы между буржуями начале ХХ в. и их идеологическими противниками концу того же все-таки столетия. И те, и те нормально кормили народ, чтобы тот имел силы работать; и те, и те расстреливали, давили казацкими лошадьми или армейскими бронетранспортерами людей, когда те вставали на борьбу за свои права. Никто в мире, может, кроме Саддама, не додумался травить собственных граждан боевыми газами, как это сделали большевики с "тамбовскими кулаками" в двадцатом.
Может, именно поэтому нынешние коммунисты так легко влились в "буржуазную" власть, приобретя "свечные заводики" и именьица в Конче-Заспе, одевшись в Версаче и BOSS, пересев с "Волг" на "Лексусы" и оценив прелести "Картье " и "Ролекс".
gsvg.ru БТР-60ПБ. Броневички для коммунистов служили не только как трибуна для вождей мирового пролетариата, но и как хороший аргумент убеждения этого пролетариата в том, что пирожки с ливером полезнее, чем отбивные из говядины.
novyny.pl.ua/
Скромный домик главного украинского коммуниста Петра Николаевича Симоненко, который очень любит рассказывать, как плохо жилось украинским рабочим до революции. Площадь поместья - 1.5 га. Одна только земля оценивается в 1.5 млн. долларов США, - любой буржуин-угнетатель позавидует.
history-life.ru/ post
Дача Сталина в Кунцево. Здесь вождь думал над тем, какими бы еще законами облегчить жизнь трудового человека. Дача, конечно немного "не дотягивает" до фазенды Симоненко, но и заслуги Петра Николаевича перед мировым пролетариатом, согласитесь, намного больше. Правда, справедливости ради следует сказать, что Сталин компенсировал количеством - у него было много дач - в Гаграх, в Сочи, в Пицунде...Говорят, надо жить без зависти. И прощать должникам нашим. Да здравствуют в этом мире, пользуясь награбленным у нас. Зато нам будет счастье после смерти, а они попадут в ад. Так рассказывают нам краснорожие батюшки. Поэтому с праздниками Вас, соотечественники! И пусть "виновникам" легонько так икнется на солнечных пляжах Гавайев и Багам.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Спецтема
Оголошення
09:42, 29 вересня
23:05, 26 вересня
09:42, 29 вересня
09:42, 29 вересня
09:42, 29 вересня
live comments feed...