Правозащитник Козырев: «Логика абсурда заменила логику привычной жизни»
Глава УХСПЧ, председатель правления Общественного комитета защиты прав граждан Николай Козырев в своем Facebook сравнил происходящее на Луганщине с ситуацией, описанной в романе Кафки.
"Весёлый "референдум" прошёл, ждем-с результатов. Свершилось радостное "волеизъявление народа", "репрезентативно" представленное в основном принаряженными старухами, которых с помощью российского телевидения "подключили к истории" - для борьбы с бандеровцами; молодыми оболтусами, не вписавшимися в сложный 21-й век, и "отставными служащими", застрявшими в 20-м. Ну и "активистами" из КПУ и ПР. У этих свой ситуативный Интернационал мафии.
Все они радостно поддержали бандитов и проголосовали... за войну. Почему за войну? А после Крыма уже не будет повторения того же сценария. Тут уже будет классическое, проверенное столетиями: "Ни пяди своей земли не отдадим!"
Но отчего же тогда веселится народ? Или на его лице - гримаса боли, которую мы принимаем издали за улыбку? Или это радость идиота? Абсурд как норма? Сказано ведь: не следует списывать на патологию мерзость нормы.
Откройте первую страницу романа Ф.Кафки "Процесс". Там некто Йозеф К., скромный служащий, снимавший квартиру у фрау Грубах, просыпается, собирается позавтракать и идти, как обычно, на службу, звонит горничной, но вместо нее в комнату вошёл незнакомый человек.
- Вы звонили?
- Пусть Анна принесет мне завтрак, - говорит опешивший Йозеф К.
Незнакомец приоткрыл дверь в соседнюю и кому-то сказал: "Он хочет, чтобы Анна подала ему завтрак".
В соседней комнате послышался смешок. Там тоже какие-то чужие люди.
- Не положено, - заявил незнакомец.
Вот такой абсурд и у нас, в нашем доме.
В области живут свыше двух миллионов человек, В одном только Луганске шесть университетов-академий, органы государственной власти и местного самоуправления, связь, транспорт, предприятия, торговля, суды. милиция...
И вот в нашем худо-бедно обустроенном, с кучей проблем, но НАШЕМ доме какие-то чужие люди с оружием говорят нам: "Не положено". И стреляют для обоснования этого аргумента. И вот уже логика абсурда заменяет логику привычной жизни.
Почему? Может, это какая-то закономерность, о которой мы не знали? Может, тут известные и уже описанные тенденции времени?
Так, еще в конце 20-х прошлого века испанский философ Ортега-и-Гассет пишет работу "Восстание масс". Он впервые вводит в культурный оборот понятие "человек-масса". И констатирует: на сцену общественной жизни выходит человек определенного психологического типа, его характерные черты - духовная ограниченность. пошлость и самодовольство. Он начинает доминировать, Его модель поведения - стадность и агрессивность.
Или нам ближе добуржуазный "подпольный человек" Ф.Достоевского: "Если бы мне предложили выбирать, всему миру провалиться, или мне чай пить, я бы ответил, что лучше всему миру провалиться, а мне чтобы чай пить".
Ну и потом, как мы знаем, этот "подпольный человек" готов разгуляться и топором старуху убить, но за "идею" - чтобы "мир по новому штату устроить".
Увы, в нашем случае, кажется. всё проще. Донецко-луганская мафия мобилизовала своих рабов и заштатный охлос, чтобы не потерять свой "золотой батон". А деньги главного "батонщика" Януковича и политико-экономический интерес главного российского мафиози - дровишки в эту топку, В ней сгорает наш дом.
А что - мы?
Роман Ф.Кафки заканчивается тем, что однажды вечером на квартиру к Йозефу К. явились два учтивых господина.
- Значит, меня поручили вам? - спросил он.
Оба господина кивнули.
А потом они завели его на пустырь и зарезали. Ножом в сердце.
"Потухшими глазами К. видел. как оба господина у самого его лица, прильнув щекой к щеке, наблюдали за развязкой.
- Как собака, - сказа он так, как будто этому позору суждено было пережить его".
Кому "поручили" нас?" - задает вопрос правозащитник.