ЦИК: Референдумы на востоке Украины антиконституционны и незаконны
ЦИК опубликовала комментарий по референдуму в Луганской и Донецкой областях.
В связи с совершением действий по проведению в Донецкой и Луганской областях так называемого "референдума 11 мая 2014 года" Центральная избирательная комиссия считает нужным отметить. Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины от имени украинского народа - граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа, опираясь на многовековую историю украинского государственного строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение, определяет Украину как унитарное, суверенное, независимое, демократическое и правовое государство, суверенитет которого распространяется на всю ее территорию (статьи 1, 2 Конституции Украины).
В Украине признается и действует принцип верховенства права, а Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. При этом по смыслу статьи 8 Конституции Украины все нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны ей соответствовать. В соответствии со статьей 19 Конституции Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
В свою очередь, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая статьи 5 Основного Закона Украины).
Согласно статье 69 Конституции Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Статьей 73 Конституции Украины предусмотрено, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины.
Пунктом 20 части первой статьи 92 Конституции Украины установлено, что организация и порядок проведения выборов и референдумов определяются исключительно законами Украины. Правовые основы, организацию и порядок проведения всеукраинского референдума определяет Закон Украины "О всеукраинском референдуме" от 6 ноября 2012 года N 5475-VI.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона предметом всеукраинского референдума могут быть любые вопросы за исключением тех, решение которых референдумом не допускается Конституцией Украины, законами Украины.
Так, по предмету всеукраинский референдум может быть:
1) об одобрении новой редакции Конституции Украины, внесение изменений в Конституцию Украины, отмене, прекращении действия или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины (конституционный референдум);
2) об изменении территории Украины (ратификационный референдум);
3) относительно принятия или отмены закона или внесения изменений к действующему закону Украины (законодательный референдум);
4) по любому вопросу, за исключением тех, по которым референдум не допускается согласно Конституции Украины (общий референдум).
Вместе с тем, в Украине признается и гарантируется местное самоуправление, является правом территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины (статьи 7, 140 Конституции Украины).
Согласно статье 143 Конституции Украины территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления, в частности, обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов. Согласно Закону Украины "О местном самоуправлении в Украине", местный референдум - форма принятия территориальной общиной решений по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления, путем прямого голосования.
При этом, территориальная община - жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр.
Таким образом, Конституция Украины закрепляет право проведения местного референдума в пределах села, поселка, города или нескольких сел, имеющих единый административный центр, для принятия их жителями путем прямого голосования решений по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления. Зато проведение местного референдума в пределах областей Украины Конституцией Украины не предусмотрено. В то же время на сегодня закон, который должен определять организацию и порядок проведения местного референдума, отсутствует, поскольку Закон Украины "О всеукраинском и местных референдумах" в соответствии с пунктом 4 раздела XIII "Заключительные положения" Закона Украины "О всеукраинском референдуме" признан утратившим силу. Поэтому подготовка проведения местных референдумов на территории Украины возможна только после принятия Верховной Радой Украины, которая согласно статье 75 Конституции Украины является единственным органом законодательной власти в Украине, соответствующего закона, которым будут урегулированы все организационно-правовые механизмы реализации народного волеизъявления в такой форме, как местный референдум.
До законодательного урегулирования Верховной Радой Украины проведение местных референдумов и любые попытки их проведения являются антиконституционными и незаконными.
Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим государственным органом, к полномочиям которого относится обеспечение реализации и защиты прав граждан на участие в референдумах, соблюдение предусмотренных Конституцией и законами Украины принципов и основ процесса референдума, а также осуществления контроля за соблюдение требований законодательства Украины о референдумах и обеспечения его единообразного применения на всей территории Украины (преамбула, статья 17 Закона Украины "О Центральной избирательной комиссии").