Так кто же кого все-таки кормит?
Тезис о том, что восточные регионы Украины кормят западные, неоднократно повторяли многие представители власти, начиная от мэра Донецка Александра Лукьянченко и заканчивая экс-министром социальной политики Михаилом Папиевым.
Область | Всего перечислено в госбюджет, млрд. грн. | Всего получено из госбюджета, млрд. грн. | Профицит/дефицит, млрд. грн. | Профицит/дефицит на душу населения, грн. |
Полтавская | 9,60 | 4,12 | 5,48 | 3757 |
Харьковская | 10,38 | 3,48 | 6,90 | 2520 |
Днепропетровская | 15,03 | 8,85 | 6,19 | 1878 |
Сумская | 2,61 | 1,63 | 0,98 | 865 |
Черкасская | 2,18 | 1,97 | 0,21 | 168 |
Львовская | 4,70 | 4,34 | 0,36 | 140 |
Ровенская | 1,96 | 1,97 | -0,01 | -7 |
Житомирская | 3,24 | 3,54 | -0,30 | -235 |
Черновицкая | 0,82 | 1,08 | -0,26 | -284 |
Хмельницкая | 0,97 | 1,42 | -0,45 | -343 |
Херсонская | 1,00 | 1,40 | -0,40 | -376 |
Одесская** | 1,85 | 3,30 | -1,46 | -609 |
Черниговская | 1,73 | 2,52 | -0,78 | -731 |
Киевская | 2,16 | 3,49 | -1,33 | -770 |
Запорожская | 1,77 | 4,07 | -2,30 | -1297 |
Винницкая | 1,63 | 3,98 | -2,35 | -1452 |
Николаевская | 0,80 | 2,82 | -2,02 | -1727 |
Автономная Республика Крым | 1,94 | 5,72 | -3,78 | -1919 |
Кировоградская | 0,23 | 2,24 | -2,01 | -2032 |
Донецкая | 3,85 | 13,09 | -9,25 | -2126 |
Луганская | 4,35 | 9,42 | -5,07 | -2262 |
Ивано-Франковская | 0,27 | 3,41 | -3,14 | -2272 |
Волынская** | 1,47 | 4,32 | -2,85 | -2738 |
Тернопольская | 0,92 | 4,36 | -3,45 | -3207 |
Закарпатская | 0,98 | 5,51 | -4,53 | -3604 |
Город Киев | 50,63 | 62,27 | -11,74 | -4072 |
Как показывают подсчеты «Инвестгазеты», это утверждение безнадежно устарело.
За первые полгода 2013-го Донецкая область получила из госбюджета на 9,2 млрд. грн. ассигнований, дотаций и субвенций больше, чем в него заплатила. Итог — 25-е место общего рейтинга из двадцати шести. Больше платежей из бюджета пришлось только на долю Киева — более 11 млрд. (26-е место). А вот Львовская область оказалась на шестой позиции: по итогам полугодия она перечислила в госбюджет на 356 млн. грн. больше, чем из него получила. Впрочем, это далеко не рекорд. Лучшее бюджетное сальдо среди всех регионов продемонстрировала Харьковская область — за шесть месяцев отсюда в бюджет поступило почти 7 млрд. грн. чистыми.
Впрочем, абсолютные цифры не совсем показательны — как минимум, они не учитывают размеров регионов. Тут более уместно сравнивать бюджетное сальдо в расчете на душу населения. Это меняет картину, но отнюдь не кардинально.
К примеру, на одного донетчанина за шесть месяцев прошлого года пришлось 2126 грн., перечисленных области из госбюджета, что соответствует 20-му месту. Львовяне — с показателем 140 грн. перечислений в центральный бюджет — остались на шестом. Киевляне также сохранили за собой 26-е место — объем субсидий и дотаций из госбюджета в расчете на одного жителя столицы составил4072 грн. Это — самый худший показатель из всех регионов. Зато на первом месте неожиданно оказалась Полтавская область. Регион перечислил в бюджет по 3757 грн. в расчете на душу населения.
Равнение на население
>Самое парадоксальное, что размер чистых поступлений от областей в госбюджет практически не зависит от величины регионального валового продукта. В большинстве случаев эти доходы коррелируют только с одним показателем — численностью населения региона. Другими словами, основные источники поступлений — это налог на доходы физических лиц и налоги на потребление, тот же НДС. Доходы промышленных и других предприятий часто «уходят» по месту регистрации головного офиса — в столицу либо в офшоры.
В нашей оценке мы не учитывали, сколько приносят в госбюджет таможни того или иного региона. С одной стороны, за счет поступлений с таможни в значительной мере дотируются 20 «убыточных» регионов. С другой — импортные товары, которые пересекают границу в Одесском порту или в Чопе, более-менее равномерно распределяются по всей территории Украины (потребление импорта разве что несколько выше в приграничных областях из-за короткого транспортного плеча). Но в целом налоги на импорт по сути оплачивают конечные потребители — равномерно по всей стране. Правда, из этой картины, по крайней мере по крупным покупкам вроде автомобилей, выбиваются Киев и другие крупные города (в частности, это касается импорта авто). Но на общую картину распределения средств это влияет несущественно.
А вот экспортные пошлины, по словам президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, на госбюджет вообще почти не влияют: они распространяются только на изделия из кожи, металлолом и несколько других мелких товарных групп. Но в скором будущем Украина обязалась отменить и эти платежи.
Кормильцы
За вычетом импорта Украину по сути «кормят» три области: Харьковская, добывающая нефть и газ, Днепропетровская, где добывается железная руда, и особенно Полтавская, в которой развита добыча и того, и другого, и третьего. Они обеспечивают бюджет значительными суммами рентных платежей и платы за пользование недрами.
Кстати, Владимир Лановой отмечает, что Полтавская область к тому же является лидером по генерированию добавленной стоимости. Расположенные на ее территории предприятия нефтепереработки, автомобилестроения и прочие были построены относительно недавно — практически все они сохранили работоспособное производство с советских времен.
Кроме этих трех областей, «в плюс» в первом полугодии работали лишь Сумская, Черкасская и Львовская, а у Ровенской доходы и расходы практически равны. Но здесь, как видно из расчетов, хорошие результаты объясняются не столько высоким уровнем генерируемых доходов госбюджета, сколько сравнительно низким объемом помощи из центра в расчете на душу населения.
Убыточные
В отличие от нефти, газа или руды, добыча угля в Донбассе прибыли бюджету не приносит — рентные платежи не взимаются ввиду убыточности отрасли. Наоборот, государство ежегодно тратит по 12-14 млрд. грн. на поддержку угольщиков, преимущественно компенсируя разницу между ценой реализации угля и его себестоимостью. Интересно, что такая же сумма выйдет, если сложить отрицательное сальдо расчетов с госбюджетом девяти западных и северных областей.
В то же время в расчете на душу населения дотационность Донбасса меньше, чем у некоторых западных областей — таких, например, как Закарпатская, Тернопольская, Волынская и Ивано-Франковская. Впрочем, лишь в последнем регионе отрицательное сальдо обусловлено значительными дотациями, покрывающими убыточность местных бюджетов. Остальные три оказались в конце списка из-за большого числа бюджетных организаций — основной объем платежей из госбюджета здесь составляют ассигнования по защищенным статьям, например — зарплатам.
Очень специфические показатели у Киева. С одной стороны, город генерирует около 40% доходов госбюджета (без учета таможенных), поскольку именно здесь зарегистрированы и платят налоги многие украинские предприятия. С другой, субвенции и дотации на выполнение функций столицы, целевые платежи на строительство метро, мостов и дорог, а также ассигнования многочисленным бюджетным организациям с лихвой перекрывают поступления и превращают Киев в самый дотационный регион из рассматриваемых двадцати шести.
Чтобы зарабатывали сами
Дотирование одних регионов за счет других — обычная для мировой практики ситуация. «Украина — унитарное государство, а значит, для него абсолютно нормально постоянное распределение ресурсов между регионами», — объясняет Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
Правда, тут есть одно «но». Дело в том, что практически во всем мире бюджетные дотации направлены на то, чтобы подтянуть экономику депрессивных регионов и в будущем уменьшить их потребность в дотациях. Например, в Мексике деньги традиционно зарабатывали промышленные и нефтедобывающие регионы, сосредоточенные на восточном побережье и возле Мехико. Но в последние два десятилетия большая часть денежной помощи из центра системно вкладывалась в развитие сельского хозяйства и туризма — это очень помогло стране, когда государственный нефтедобывающий сектор несколько лет назад оказался на грани кризиса.
В Украине все происходит с точностью до наоборот. За редким исключением объем дотаций определяется не структурными проектами, а сиюминутной политической конъюнктурой. Простой пример: по словам Олега Устенко, когда его фонд проводил аналогичное исследование в 2010 году, результаты были совершенно иными: дотации из госбюджета в расчете на душу населения были минимальными в восточных областях. И максимальными — в западных, за исключением разве что Львовской.
Полностью избавиться от дотационности нереально. Уменьшить дотации и дать стимул к развитию экономики могла бы децентрализация бюджета. По крайней мере, областям не нужно было бы вначале отправлять большую часть своих доходов в центр, чтобы потом ожидать их возвращения. «Проводить эту реформу нужно. Но только постепенно, создавая стимулы для того, чтобы области учились зарабатывать больше, ведь заработанные деньги останутся в их распоряжении», — объясняет Владимир Лановой. По его словам, в мировой практике регионам оставляют обычно именно те налоги, которые взимаются на местах. В то же время платежи, осуществляемые в бюджет при импорте, например, импортные пошлины или акцизы, идут в центральную казну.
За последние 20 лет подобные проекты десятки раз обсуждались в ВР. Однако ни один из них не дошел даже до второго чтения. Что неудивительно. Ведь когда средства движутся сначала из региона, а потом в регион, на таком «движении» всегда можно неплохо заработать. Кроме того, такое «движение» — неплохой инструмент дополнительного контроля регионов центром. Во всяком случае во время последних протестов премьер-министр Николай Азаров позволил себе прямо пригрозить блокированием выплат Госказначейства западным областям — если те будут продолжать митинги протеста.