
Необъявленная война разрушила Донбасс
Война, которую так и не объявили, т.е. АТО, весла свои коррективы в жизнь как всей Украины, так и Востока нашей страны. Только сейчас появились первые возможности проанализировать, что же случилось в регионом за этот период и есть ли у региона шансы вернуть хотя бы прошлый уровень.
Регион испытывает постоянное падение социально-экономических показателей, обусловленное обострением общественно-политического кризиса и усилением внешних угроз. Практически вся территория Донецкой и Луганской областей стала зоной повышенного риска как для жизни граждан, так и для функционирования промышленных объектов, учреждений и заведений всех форм собственности, пишет ord-02.com.
Экономика Востока Украины в 2014 характеризуется следующими негативными чертами:
1. Падение объемов промышленного производства, что негативно отразилось на финансовых показателях предприятий региона. За первый квартал 2014 половина крупных и средних предприятий Донецкой области получила прибыль в сумме 4 млрд грн; другая половина получила убытки на 30200000000 грн. Сумма убытка за первый квартал текущего года оказалась больше, чем за все 2013 (21,8 млрд грн). В расчете на одного жителя Донецкой области прибыли получено в 2,4 раза меньше, чем в среднем по Украине, а убытков в расчете на одно лицо - почти в полтора раза больше среднего показателя по стране.
Указанная динамика характерна для большинства промышленных предприятий - в целом в промышленном комплексе Донецкой области отрицательный финансовый результат в отчетном периоде составляет 17,4 млрд грн (прибыль - 1,8 млрд грн, убытки - 19,2 млрд грн). Если по итогам 2013 в машиностроении, электроэнергетике и пищевой промышленности Донетчины прибыль превышала ущерб, то в первой четверти 2014 зафиксирован отрицательный финансовый результат.
На предприятиях Донецкой области по производству химических веществ и химической продукции квартальные убытки превысили прибыль на 5,3 млрд грн, в металлургическом комплексе - на 4,4 млрд грн, в машиностроении - на 2,6 млрд грн, на предприятиях по производству, передаче и распределения электроэнергии - на 1,8 млрд грн, в угольной промышленности - на 1,3 млрд грн, в пищевой промышленности - на 0,9 млрд грн. В отличие от предыдущих лет негативным является финансовый результат даже в торговле, где сумма убытков за первый квартал 2014 превысила прибыль на 3,9 млрд грн.
В Луганской области в первом квартале более половины предприятий (51,2%) также оказались убыточными. Общая сумма их убытков составила 18,9 млрд грн.
Сокращение объемов деятельности и отрицательный финансовый результат непосредственно сказываются на объемах бюджетных отчислений предприятий Востока. Так, в мае 2014 Донецкая и Луганская области перечислили в государственный бюджет на 422 млн грн меньше запланированного объема. По предварительным оценкам Кабинета Министров Украины, в июне 2014 государственный бюджет недополучил около 1 млрд грн поступлений из этих регионов.
2. Отток иностранного капитала и замедление темпов привлечения инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций (акционерного капитала), вложенных в Луганске область, составляет на 1 апреля 2014 783200000 долл. США, что в расчете на одного человека составляет 349,1 долл. С начала года через отток иностранного капитала накопленный объем инвестиций уменьшился на 10,9%.
За первый квартал 2014 в экономику Донецкой области иностранными инвесторами вложено 11,3 млн долл. США, тогда как объем изъятого акционерного капитала нерезидентов составил 66600000 долл. С учетом отрицательной курсовой разницы общий объем сокращения иностранного капитала в экономике Донбасса составил в отчетном периоде 596300000 грн.
3. Сокращение объемов внешней торговли. За январь-апрель 2014 экспорт товаров из Донецкой области составил 3445700000 долл. США, достигнув лишь 80,2% прошлогоднего показателя за этот же период; импорт сократился еще больше, достигнув лишь 71,2% прошлогоднего объема за этот период.
Предприятия региона экспортировали продукцию в 109 стран мира. Лидером по географическому структурой экспорта стала Италия, куда реализовано товаров на 457 200 000 долл., что составляет 13,3% общего объема. Зато экспорт в Российскую Федерацию, которая в начале 2014 года была крупнейшим внешнеторговым партнером Донетчины уменьшился (январь-апрель 2014 к январю-апрелю 2013) вдвое и составил 447 млн долл. или 13,0% всех экспортных поставок. На третьем месте - Турция, экспортные поставки в которой выросли на 3,8% и составили 354300000 долл. (10,3%).
Объем экспорта товаров из Луганской области составил в январе-апреле 2014 1019600000 долл. США и уменьшился по сравнению с январем-апрелем 2013 на 18,6%; объем импорта составил 468 200 000 долл. и уменьшился на 57,2%. Положительное сальдо внешней торговли товарами составило 551400000 долл. (в январе-апреле 2013 - 158 800 000 дол.). Показтельно, что в течение одного лишь апреля регион почти достиг суммарного объема внешней торговли предыдущих трех месяцев, однако уже по итогам июня ожидается дальнейшее сокращение экспортных и еще больше - импортных поставок. В структуре импорта Луганской области преобладают топливно-энергетические материалы; экспортируются в основном металлы и изделия из них.
Одновременно разные темпы сокращения экспорта и импорта в сочетании с изменениями долей стран-партнеров могут свидетельствовать о наличии резервов диверсификации внешней торговли прежде всего в географическом плане, что позволило бы компенсировать часть потерь производителей Востока закрытия традиционных рынков.
4. Ухудшение условий деятельности малого и среднего бизнеса. За обострения криминогенной ситуации сворачивает свою работу малый и средний бизнес, что негативно сказывается на доходной части местных бюджетов. Так, в мае 2014 именно только м. Донецк недовыполнили поступления в Пенсионный Фонд Украины на 11% или на 63 млн грн. По данным Луганской региональной Торгово-промышленной палаты, в Луганской области наиболее уязвимым бизнесом стали грузоперевозки.
5. Нарушение работы стратегических инфраструктурных объектов региона. Проведение боевых действий на территории региона приводит к повреждению и уничтожение транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, социального и жилищного фонда, остановки работы предприятий. Вследствие артиллерийских и минометных обстрелов в г.. Славянске и на прилегающих территориях разрушены жилые дома, больницы, детские сады, автозаправочные станции. В связи с захватом террористами и повреждением зданий вследствие боевых действий, с начала противостояния в регионе пресекли 10 медицинских учреждений.
С июня 2014 приостановил свою деятельность Международный аэропорт им. Прокофьева в г. Донецке, позже к нему присоединились аэропорты Луганская и Мариуполя.
Исходя из приведенных тенденций, при условии продолжения вооруженных столкновений и неурегулированности ситуации, экономика Востока окажется перед рядом угроз, некоторые из которых уже проявилась в начале года и все усиливаться:
1. Фактическая изоляция Донецкой и Луганской областей от остальных регионов Украины, что может привести к остановке работы металлургических и машиностроительных комплексов. Практически все сырье, которое используется в металлургическом производстве, поставляется из Днепропетровской области, и в случае отсутствия металлургические комбинаты прекратят работу. Остановка металлургических предприятий в свою очередь приведет к частичной или полной остановки смежных коксохимических и угледобывающих предприятий.
2. Осложнения энергоснабжения предприятий промышленности, ориентированных на экспорт. Длительная нерешенность вопроса по восстановлению стабильного снабжения природного газа, ставит под угрозу функционирование газозависимых металлургических и химических предприятий Востока Украины, продукция которых в подавляющем большинстве ориентирована на экспорт.
3. Усиление рисков для функционирования ряда промышленных объектов. Так, в частности, 7 и 8 мая 2014 ПАО «Концерн Стирол» и ПАО «Северодонецкое объединение «Азот» временно приостановили производство аммиака, карбамида и селитры в связи с критической ситуацией в регионе и за наличия на производстве опасных веществ, что делает подобные предприятия потенциальными объектами для террористических акций с катастрофическими последствиями для населения прилегающих территорий.
В случае длительного продолжения боевых действий ситуация с падением производства в химической и смежных отраслях промышленности, связанных с повышенной опасностью, во второй половине года может еще больше обостриться.
4. Нестабильная работа финансовой и платежной системы. захват террористами областных финансовых подразделений Национального банка Украины, Государственного казначейства, Министерства доходов и сборов чревато социально-экономический коллапс в регионе.
Так, в мае и июне уже прекращались социальные выплаты в Славянске, Краматорске, Славянском районе, Снежном, Антраците. Особенно это касается малых шахтерских городов Донецкой и Луганской, где значительная доля выплат работникам угледобывающих предприятий происходит за счет государственного бюджета.
Под угрозой также обеспечение ритмичного поступления налогов и сборов от предприятий Востока и их соответствующего администрирования налоговыми органами.
5. Дальнейший рост уровня безработицы. Сокращение штата работников государственных предприятий и учреждений через уменьшение финансирования и вынужденную экономию бюджетных средств, свертывания работы малых и средних предприятий, перенос предпринимательской деятельности в другие регионы страны ставят под угрозу занятости и доходы населения за счет основного источника - заработной платы. Так, по сообщениям Международного кадрового портала HeadHunter, количество вакансий в Луганской области в течение мая 2014 уменьшилась втрое, в Донецкой области - вдвое.
6. Падение объемов железнодорожных перевозок и еще большее нарушение хозяйственных связей между предприятиями разных регионов и с зарубежными партнерами. Из-за активных боевых действий на приграничных территориях и в зоне проведения АТО, повреждения материально-технической базы железной с 6 июня «Укрзализныця» внесла в реестр временных ограничений запрет на перевозку всех видов грузов через пограничный переход «Красная Могила» (Луганская область) Донецкой железной дороги. «Красная Могила» является одним из основных пограничных переходов и центром таможенного оформления импортных и транзитных нефтепродуктов. По данным «Консалтинговой группы А-95», в январе-апреле через этот переход было импортировано более 46 тыс. тонн нефтепродуктов. Среди них около 11 тыс. тонн российского дизтоплива, ввезенного из Волгоградского НПЗ и около 25 тыс. тонн газовой смеси с Казахстана.
Первоочередными задачами по стабилизации экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях должны стать:
- налаживание внешнеполитического диалога и дальнейшее развитие обоих векторов внешнеэкономической деятельности (ЕС и СНГ). Возможной платформой достижения экономического консенсуса может стать ОЧЭС, структура которой объединяет интересы всех стран региона;
- принятие государственной программы восстановления жилья и объектов инфраструктуры
Донецкой и Луганской областей, поврежденных во время боевых действий;
- разработка с широким привлечением представителей общественности и бизнеса, экспертного сообщества региона Стратегии (как основы Государственной программы) структурной адаптации старопромышленных регионов Украины, направленной на структурную модернизацию экономик региона: повышение конкурентоспособности базовых, увеличение доли альтернативных отраслей, реструктуризацию занятости и создание новых рабочих мест;
- поиск новых рынков сбыта за счет стимулирования развития внутреннего рынка, увеличение государственных закупок, создание условий для межрегиональной кооперации и тем самым увеличение спроса на продукцию горно-металлургической и машиностроительной промышленности;
- внедрение пилотного проекта поддержки развития малого и среднего бизнеса в Донецкой и Луганской областях на основе создания благоприятного режима местного налогообложения и привлечения в регион международных финансово-кредитных ресурсов;
- разработка на основе тесного сотрудничества с системообразующими корпорациями Востока Украина региональных программ переподготовки и повышения уровня квалификации специалистов согласно потребностям современного и перспективного рынка труда региона с привлечением к этому процесса предприятий всех форм собственности, которые испытывают недостаток в таких специалистах;
- начала проектов объединения территориальных общин городов и районов, пострадали в результате проведения на их территории боевых действий, с целью получения государственной поддержки и общего восстановления объектов промышленности и инфраструктуры.
- внедрение пилотной программы целевой поддержки аграрного сектора Донецкой и Луганской областей, ориентированной на ускорение его адаптации к нормам рынок ЕС;
- распространение на местном уровне практики разработки программ организации общественных работ (в частности, в сфере восстановления разрушенной инфраструктуры) с целью создание временных рабочих мест.