
Новая украинская школа: Чему педагоги Донетчины и Луганщины учились на «Освітньому марафоні»
6 декабря 2019 года в Киеве завершилась первая конференция-интенсив в рамках проекта «Освітній марафон», организованного БО «Благодійний фонд «Фундація соціальних інновацій «З країни в Україну» в рамках проекта «Демократическое управление в Восточной Украине» Агентства США по международному развитию направлен на развитие управленческой компетентности руководителей учреждений общего среднего образования для внедрения принципов «Новой украинской школы» (НУШ).
Об этом сообщает информационный партнер мероприятия – Донецкий прес-клуб.
В мероприятии приняли участие представители 60 школ Донетчины и Луганщины. В течение учебного года команды, в составе которых директор школы, заместитель и учитель, разработают стратегию развития учебного заведения под менторством отобранных экспертов. География участников: Мариуполь, Краматорск, Дружковка, Покровск, Красногоровка, Авдеевка, Волноваха, Славянск (и район), Доброполье (и район), В.-Новоселка (и район), Бахмут (и район), Угледар, Селидово, Константиновка (и район), Новогродовка, Торецкое, Золотое, Сватово, Троицкое, Рубежное, Попаснянский район, Беловодск (и район), Северодонецк, Лисичанск.
В течение пяти дней педагоги Донецкой и Луганской области учились способам внедрения в конкретных учебных заведениях идей Новой украинской школы, которые представила и прокомментировала для участников министр образования Украины в 2016-2019 гг. Лилия Гриневич. Узнали об опыте развития среднего образования за рубежом от руководителя проекта «Финская поддержка реформы украинской школы «Учимся вместе» Арто Ваахтокари и заслуженного учителя Украины, шеф-редактора портала «Образовательная политика» Виктора Громового. Также учителя ознакомились с возможностями использования индекса инклюзии как современного инструмента развития учебного заведения. Отдельная сессия была посвящена построению партнерства между родителями, учителями и учениками школ. От научных сотрудников Киевского университета имени Бориса Гринченко участники получили базовые знания для внедрения первого этапа написания стратегий своих заведений - формирования ее концепции. И на следующий модуль Марафона будут приглашены те группы, которые наилучшим образом подготовят эту часть будущей стратегии развития учебного заведения.
Кроме решения сугубо педагогических вопросов и задач, участникам прочли несколько мировоззренческих лекций. Одной из гостей на таких встречах стала актриса и общественный деятель Римма Зюбина. «Профессия учителя - самая тяжелая в мире, и, возможно, самая недооцененная... То, чем занимается учитель - это миссионерство, волонтерство, и очень быстро результата этой работы не увидишь. Но то, что учитель «вкладывает» в голову молодого человека - это то, что будет завтра. Учитель как врач: если хотя бы один день не узнает, что в мире нового, то потеряет ощущение пульса жизни, - сказала она во время сессии, посвященной формированию национально-культурной гражданской идентичности. - Очень хочу, чтобы в нашей стране росло поколение детей-людей, а не людей-рабов, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, были свободными и патриотами. Потому что как бы хорошо ни было за рубежом, на самом деле, там вакантных мест для престижной работы мало, а перед работниками стоит выбор между своей землей и унижением на чужбине. Поэтому лучше остаться здесь».
«В первый день Марафона участники и участницы были настолько напряженными, что, казалось, любое внешнее вмешательство отскочит от них, как мяч для пинг-понга от стены. Но сейчас, когда завершен этот интенсив, я вижу абсолютную готовность впитывать знания, поглощать информацию. Возможно, пяти дней недостаточно для создания такой среды, в которой бы педагоги стали другими. Но нам точно удалось зафиксировать те изменения, к которым стремятся и учитель, и ученики, и родители», - сказал инициатор «Освітнього марафона» Денис Блощинский во время торжественного закрытия мероприятия.
Директор школы № 5 г. Красногоровка Наталья Кибалко рассказала, что стратегию школы уже начинала писать сама, не имея специальных знаний. Теперь, после Марафона, она знает, как это сделать грамотно, понимает, что именно следует рассказать о стратегии коллегам по возвращению домой.
Виктория Калинина, возглавляющая школу № 8 в Краматорске, подчеркнула: «Наша школа с октября стала лицеем, поэтому на Марафон мы приехали набраться знаний, чтобы подготовить стратегию развития учреждения уже как лицея. Мы стремимся стать еще более профессиональными, улучшить взаимодействие с детьми и родителями, мотивировать их к активности. Возвращаемся с намерениями провести оценку качества образования, а также опросить учеников, родителей и учителей для определения, какие существуют недостатки и преимущества нашего заведения. Затем обсудим это на круглом столе, чтобы выяснить, чего хотят и дети, и родители, и коллектив. С учетом этих выводов и будем разрабатывать стратегию лицея. Надеемся, что сделаем это качественно и попадем на второй этап Марафона».
«Мы здесь, чтобы узнать больше о НУШ от людей, которые начинали реформу, - сказала директор авдеевской школы № 6 Виктория Шляхова. - Информации получили очень много, есть, о чем рассказать коллегам и отделу образования. Считаю, было бы очень хорошо, если бы и они сюда попали и услышали, какие изменения происходят в Новой украинской школе». Также она подчеркнула, что самая большая проблема сейчас - это нехватка кадров. Эта проблема важна и в других городах Украины, а на прифронтовой территории тем более. Ее коллеги - в основном пенсионного возраста, и воспринимают изменения крайне трудно. По ее словам, информация, полученная во время интенсива, поможет ей аргументированно объяснять все нововведения и разработать стратегию развития учреждения.
Начальник отдела дошкольного, инклюзивного и общего среднего образования Департамента образования и науки Луганской облгосадминистрации Наталья Сагина так прокомментировала ситуацию: «Война никак не повлияла на работу школ Луганской области. Мы начали внедрять НУШ, как и другие украинские школы. Мешает воспринимать изменения стереотипность учителей, 90% из которых «вишли» из советской системы. И им трудно привыкнуть к безбалльной системе, использованию учителем зеленой пасты вместо красной, отсутствию домашнего задания и тому подобному. Но главное, что ни у кого из нас нет «войны в голове». К нам приходят дети, их надо научить. Они не выбирали время, в которое родились, и мы работаем так же, как и вся Украина. А участие в таких мероприятиях, как этот Марафон, как раз позволяет отнестись к изменениям с глубоким пониманием».