
Как новый закон Украины о занятости поможет луганчанам в трудоустройстве
С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О занятости населения». В Законе произошли существенные изменения по решению проблем безработных, трудоустройство социально незащищенных граждан, стимулирование работодателей для создания новых рабочих мест и поддержки лиц зрелого возраста, которым сложно конкурировать на рынке труда.
Об этом сообщил Департамент по вопросам труда и социальной защиты населения Луганского городского совета.
Расширен перечень категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в частности, это касается: мужчин (женщин) и лиц, заменяющих одного из родителей и имеющих на иждивении детей в возрасте до шести лет (согласно ЗУ «О занятости населения», который был принят в 1991 году, это право принадлежало только женщинам);
также это касается мужчин (женщин), которые воспитывают без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, инвалида с детства (независимо от возраста) или инвалида I группы независимо от причин инвалидности (согласно ЗУ «О занятости населения», который был принят в 1991 году, это право также принадлежало только женщинам).
Ранее лицами предпенсионного возраста считались те граждане, которым до наступления пенсии по возрасту оставалось 2 года. Согласно действующему Закону лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии ст.26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет (ст.14 Закона).
С целью стимулирования трудоустройства граждан, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место (рабочее место, созданное в связи с создания нового предприятия, кроме того, что создано путем сокращения или увеличения штатной численности работников при отсутствии сокращения (уменьшения) среднемесячной численности за предыдущие 12 месяцев, а также создания модернизации или изменений технологии производства, требующих новых знаний, навыков и умений работника) граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (ст.14 Закона) и имеющих статус безработного, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, сроком не менее чем на 2 года ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо по месяц, за который он оплачен (ст.26 Закона).
Действующим Законом впервые предусмотрено, что субъект малого предпринимательства (численность работников до 50 человек и годовой оборот не превышает 10 миллионов евро), который создает новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности и трудоустраивает граждан, имеющих статус безработного на эти места на срок не менее чем на 2 года, в течение первого года получает компенсацию фактических затрат в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ст. 27 Закона).
Также расширены возможности для повышения конкурентоспособности граждан в возрасте старше 45 лет. Лица старше 45 лет, страховой стаж которых составляет не менее 15 лет, имеют право до достижения установленного ст.26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсионного возраста на одноразовое получение ваучера (документ установленного образца, дает лицу в соответствии с этим Закона право на переподготовку, подготовку на следующем образовательно-квалификационном уровне, специализацию, повышение квалификации в учебных заведениях или у работодателя) для поддержания конкурентоспособности путем переобучения по профессиям и специальностям для приоритетных видов экономической деятельности. Выбор профессии (специальности) из утвержденного перечня, формы и места обучения осуществляется лицом. При этом следует отметить, что стоимость ваучера устанавливается в пределах стоимости обучения, и не может превышать десятикратный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законодательством. Оплата ваучера осуществляется не за счет работодателей, а за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, исходя из его финансовых возможностей (ст.30 Закона).
В Законе устанавливаются критерии для определения видов общественных работ:
- Носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
- Могут выполняться на условиях неполного рабочего дня;
- Имеют экономическую, социальную и экологическую пользу для региона;
- Предоставляют возможность временного трудоустройства безработных на работы, если не нуждаются в дополнительной специальной, образовательной и квалификационной подготовки (ст.31 Закона).
В настоящее время действует Программа занятости Луганска на период до 2017 года, где предусмотрены все новации для населения и работодателей.