Правозащитники протестуют против штрафов в отношении переселенцев, которые едут в Украину через РФ
Украинский Хельсинкский союз по правам человека (УХСПЧ) выступает против практики наложения штрафов на переселенцев, которые чтобы попасть на территорию, контролируемую Украиной, выбирают более безопасный маршрут через Российскую Федерацию.
Об этом говорится в письме председателя правления УХСПЧ Николая Козырева к руководителю Государственной пограничной службы Украины Виктору Назеренко.
"В приемной УХСПЧ переселенцы рассказывали, что многие жители Луганской области, чтобы выехать на территорию, контролируемую Украиной, едут не через линию разграничения. Чтобы пытаться избежать рисков и угроз для жизни они выбирают другой маршрут: через неконтролируемый (закрытый) пункт пропуска Изварино - Ростовская область РФ - Воронежская область РФ - Белгородская область РФ - пункты пропуска Харьковской области.
Относительно переселенцев, пересекающих госграницу по указанному маршруту, действует такая практика: при пересечении госграницы, например, на пунктах пропуска «Тополи», «Гоптовка» пограничники составляют протоколы об административном правонарушении по ст. 204-1 КУоАП Украины - за незаконное пересечение границы в районе Изварино и направляют их в суд. В таком случае переселенцам, избравшим более безопасный путь, грозит штраф в размере от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до пятнадцати суток (группе лиц или в случае повторного нарушения штраф - от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан).
Вместе с тем пограничники игнорируют норму ст. 18 КУоАП Украины, согласно которой «не является административным правонарушением действие… совершенное в состоянии крайней необходимости…».
Факт игнорирования нормы ст. 18 КУоАП Украины в отношении граждан Украины, которые пересекают границу через Изварино и другие закрытые пункты пропуска именно в состоянии крайней необходимости (а другого состояния в зоне вооруженного конфликта нет), было подтверждено мне лично должностными лицами Восточного регионального управления пограничной службы в г. Харькове.
Такая практика привлечения к административной ответственности переселенцев, как правило, касается тех, кто пересекает границу небольшими группами, семьями на частных автомобилях. Те же граждане, которые формируют группы по 40-50 человек, нанимают автобусы и пересекают госграницу по тому же маршруту, избегают административной ответственности.
В этом случае, как рассказали нам граждане Ч. и П. из собственного опыта (у нас нет оснований не доверять этим гражданам), действует другая процедура пропуска. Например, пограничники ПП «Гоптовка» лишь ограничиваются проверкой документов и не составляют акты об административном правонарушении. Поскольку при этом водители автобуса вместе с контролирующей должностным лицом проходят в здании администрации и некоторое время там задерживаются (?), несложно предположить, что в данном случае административные правонарушения должностные лица обменивают на «административную ренту» коррупционного характера. Такая практика лишь стимулирует коррупцию в пограничной службе", - считают в УХСПЧ, подчеркивая, что в случае, когда линию разграничения вынуждены пересечь лица, освобожденные из учреждений исполнения наказаний, возникает проблема, ведь они иногда даже не имеют документов, подтверждающих личность.
УХСПЧ направляет в Верховную Раду Украины и Кабмин предложение по осуществлению необходимых законодательных инициатив, в частности: дополнить ст. 204-1 КУоАП пунктом четвертым следующего содержания: «Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пересечения гражданами Украины границы Украины в направлении из Украины в сторону другого государства вне пунктов пропуска, если на территории проживания таких граждан в Украине идет вооруженный военный конфликт и существует реальная опасность жизни, здоровью, собственности, правам и свободам граждан».
Руководство Государственной пограничной службы Украины УХСПЧ просит уже сейчас пересмотреть «дискриминационно-репрессивную практику» штрафования граждан Украины, которые незаконно пересекают границу в состоянии крайней необходимости, в соответствии с требованиями ст. 18 КУоАП Украины и принципов правоприменительной практики.
Также правозащитники просят руководство Государственной пограничной службы Украины ввести эффективный контроль за порядком пересечения государственной границы лицами, которые выезжают из зоны АТО, и обеспечить необходимый правовой режим на пунктах пропуска с неуклонным соблюдением прав и свобод граждан.
В УХСПЧ считают необходимым разработать комплекс мер по обеспечению особого порядка пересечения границы лицами, освобожденными из учреждений исполнения наказаний, которые не имеют необходимых документов и оказались в сложных материально-бытовых условиях.