
Учим азировский! В луганские украиноязычные школы поступили учебники с ошибками на каждой странице
В украиноязычные школы Луганской области поступило четыре тысячи учебников с ошибками на каждой странице.
Исключать из учебного процесса горе-книжки не будут: на них гриф Министерства образования.
Учебники математики на суржике поступили в Луганскую область. Эксперты Института украинского языка нашли в них несколько сотен ошибок: от орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических до логических, а также обыкновенных опечаток.
Один из учебников предназначен для обучения основам математики школьников первых классов, другой - для учеников вторых классов (их авторы - Ф.М. Ривкинд, Л.В. Оляницкая). Оба учебника имеют гриф Министерства образования и науки Украины, который свидетельствует о том, что их можно применять в учебном процессе. Однако впечатление такое, что составляли эти учебники недоучившиеся слушатели курсов ликвидации безграмотности образца 20-х годов прошлого века. Авторы словно борются за диплом Книги рекордов в категории «самый безграмотный учебник».
На 144-х страницах учебника для первоклашек более 150 ошибок. В 160-страничном учебнике для второклашек также в среднем по ошибке на страницу. Вот некоторые из самых забавных ошибок. Цитируем «Экспертное заключение» Института украинского языка Национальной академии наук Украины об ошибках в учебнике для 1 класса.
«Орфографічні помилки:
Ерік Беел, правильно: Ерік Белл;
мірка довжини, правильно: міра довжини.
Граматичні:
а) неправильно узгоджені в роді або в числі поєднувані слова:
Скільки всього звіряток?.. Що тримає кожен з них? (займенник кожен не узгоджений у роді з іменником звірятко), правильно: Скільки всього звіряток?.. Що тримає кожне з них?
Стилістичні:
а) ужито слова-кальки, що є буквальними перекладами з російської мови:
Знайди місце посадки кожного парашутиста, правильно: Знайди місце приземлення кожного парашутиста;
прослідкуй, правильно: простеж;
Скільки дисків було у Знайки?, правильно: Скільки дисків було у Знайка?
б) неправильно вжиті слова:
Підбери до них схеми, правильно: Добери до них схеми;
Поціль у мішечок, правильно: Влуч у мішечок.
Логічні:
двозначність у формулюванні завдань:
Купили 10 кг суниць і 5 кг аґрусу. З 5 кг ягід зварили варення. Скільки ягід залишилося?, правильно: Купили 10 кг суниць і 5 кг аґрусу. З 5 кг ягід зварили варення. Скільки кілограмів ягід залишилося?"
А вот некоторые ошибки из учебника для 2 класса:
«Орфографічні:
Бутиль , правильно: бутель.
Пунктуаційні:
Визнач довжину шляху, що пролетів метелик? (замість знака питання потрібно поставити крапку), правильно: Визнач довжину шляху, що пролетів метелик.
Граматичні:
а) порушено норми дієслівного керування:
Катя назбирала в парку каштани, Іванна - каштани і жолуді, правильно: Катя назбирала в парку каштанів, Іванна - каштанів і жолудів;
б) неправильно визначено рід іменника:
Яку відстань подолав мурашка, якщо він приніс до свого будиночка три гілочки? (неправильно визначено рід іменника мурашка), правильно: Яку відстань подолала мурашка, якщо вона принесла до свого будиночка три гілочки?
в) неправильно вжито закінчення іменника, поєднаного із числівником:
2 лебедя (неправильно вжито закінчення -я в іменника лебідь), правильно: 2 лебеді.
Стилістичні:
а) уживання слів-кальок, що є буквальними перекладами з російської мови:
Задайте якомога більше запитань..., правильно: Поставте якомога більше запитань...;
Виконай перевірку, правильно: перевір;
б) неправильно вжиті слова:
На одній вулиці 20 будинків, а на другій, правильно: На одній вулиці 20 будинків, а на іншій...;
зошити в лінію, зошити в косу лінію, правильно: зошити в лінійку, зошити в косу лінійку;
...допомогти вирішити цю складну задачу, правильно: ...допомогти розв'язати цю складну задачу;
У шкільному театрі «Прем'єра» займалося 16 дівчаток, правильно: У шкільному театрі «Прем'єра» грало 16 дівчаток.
Логічні:
а) двозначність у формулюванні завдань:
Скільки огірків продали на базарі? (пропущено слово кілограмів), правильно: Скільки кілограмів огірків продали на базарі?
Скільки стрічки залишилося у модельєра? (пропущено слово дециметрів), правильно: Скільки дециметрів стрічки залишилося в модельєра?
в) некоректно сформульовано завдання чи запитання:
накресли довжину..., правильно: накресли відрізок завдовжки..."
В Луганскую область попало около четырех тысяч таких учебников, их направили в украиноязычные школы нескольких районов, сообщили в Департаменте образования и науки, молодежи и спорта Луганской ОГА. Избавляться от них педагоги пока не собираются, сообщил начальник управления дошкольного, общего среднего, профессионального образования и науки Департамента Александр Востряков. Поскольку, во-первых, на них имеется гриф Министерства образования, а, во-вторых, родители на учебники с ошибками не жалуются.
Подавляющее большинство ошибок в учебниках связано с языком, а не с арифметикой. Однако это обстоятельство их негативное влияние никак не уменьшает. Ведь всем известно, что любой учебник для учеников, особенно начальной школы, является своеобразным эталоном, которому бесконечно доверяют. И если в учебнике математики напечатано «бутиль» и «мірка довжини», то можно не сомневаться, что школьник в дальнейшем будет писать именно так, в том числе и на уроках украинского.
Насаждающие безграмотность учебники нельзя использовать в учебном процессе, заявили в комитете Верховной Рады по вопросам науки и образования. Соответствующее обращение председатель комитета Лилия Гриневич направила министру образования и науки Дмитрию Табачнику. Ранее Табачник успел заявить, что никаких ошибок в учебниках нет.