• Главная
  • От казацких куреней до сопротивления российской оккупации: как Донбасс стал щитом Украины
11:30, Сегодня
Надежный источник

От казацких куреней до сопротивления российской оккупации: как Донбасс стал щитом Украины

От казацких куреней до сопротивления российской оккупации: как Донбасс стал щитом Украины

Вопрос идентичности Востока Украины долгие годы был и остается сейчас, во время войны за Независимость, болезненным для украинского сообщества. Несмотря на то, что тысячи жителей Луганской и Донецкой областей защищают Украину на фронте, отдают за свою страну жизнь, отношение к "восточным" во многих случаях остается предвзятым, иногда на грани остракизму. Мол, из-за вас все это.

На самом деле, кроме того, что сумасшедший северный сосед географически находится ближе, чем ко всем остальным областям Украины, и соответственно имел больше влияния из-за экономических и политических региональных связей именно на Донбассе, ничего коренным образом пророссийского на этих территориях не было испокон веков.

"Донбасс это территория украинского порубежья, или как сейчас модно говорить фронтиру. Где украинское казачество сотнями лет держало цивилизационную границу с Крымским ханатом и Российской империей".

Украинская идентичность Донбасса была сформирована сотни лет назад. И уже гораздо позже, в 19 веке, здесь появятся переселенцы из России. Потому что украинцы, которые привыкли работать на земле и имели богатые хозяйства, не очень охотно шли работать в новопостроенные шахты и заводы. Но преимущество украинского этнического большинства никогда не ставили здесь под вопрос. Такой чистый украинский язык, как в некоторых селах Донбасса, я не слышал ни на Галичине, ни на Полтавщине”, - считает историк, журналист, воин ВСУ Вадим Джувага.

Почему земли современной Донетчины и Луганщины всегда были связаны с Украиной, как этнически, так и культурно-исторически, попробуем разобраться, ретроспективно вспомнив важные исторические события и известных личностей с востока страны.

Донбасс – место двух исторических битв времен Киевской Руси

Если говорить об украинском Донбассе, то ее истоки можно искать еще со времен Киевской Руси. На этих землях происходило немало событий, связанных с историей Украины: наиболее известные - битва князя Игоря Святославовича с половцами и битва на Калке.

В частности, битва с половцами во время воспетого в «Слове о полку Игореве» похода новгород-северского Игоря Святославича состоялась на территории современной Луганской области между реками Айдар и Белая, недалеко от города Старобельск.

От казацких куреней до сопротивления российской оккупации: как Донбасс стал щитом Украины, фото-1

А грандиозная, по средневековым меркам, битва на Калке в 1223 году между русско-половецким войском во главе с галицким князем Мстиславом Удачным и киевским князем Мстиславом Старым против монгольского войска во главе с Джебе-нойоном и Субедей-Боатуром. реки Калка, являющееся притоком Кальмиуса). Так что Донбасс был обильно полит кровью наших украинских предков еще в те древние времена.

Запорожские казаки на Донбассе: основание Домахи и Макеевки

Но настоящее украинское освоение этой территории началось в XVII веке, когда на эти территории пришли запорожские казаки.

Как рассказал доктор исторических наук, профессор, писатель, старший научный сотрудник Национального музея Голодомора-геноцида (Киев) Дмитрий Белый, в устье реки Кальмиус, на месте современного города Мариуполь, был центр Кальмиусской паланки войска Запорожского - крепость Домаха, - здесь находились администрация. Даже выстроили деревянную церковь, а потом появилась и каменная.

Памятный знак на месте бывшей запорожско-казацкой Домахи и Кальмиусской слободе. г.Мариуполь

«Это была очень мощная паланка. И очень важна в стратегическом плане. Как и Савур-могила, воспета в казачьих песнях. То есть именно казачество осаждало земли, которые в XX в. определились как Луганская и Донецкая области. Фактически казаки никого не вытесняли, то есть они не колонизаторы, депортирующие народы на определенной территории, а колонисты, осаждающие ничейную территорию. То есть, эта территория была восстановлена ​​казаками. У них были здесь зимовники, основывали хутора. К примеру, Макеевка, откуда я родом. На самом деле историки определили дату зимовника, который был на этой территории - 1685 год, то есть если основание Макеевки связывали с серединой 18 века, то казацкие поселения здесь были на сто лет раньше. Весьма интенсивно эти земли обживались казаками, то же Приазовье. Но после завершения Крымской войны сюда начали переселяться и греки из Крыма. В 1779 году греческие колонисты переименовали Домаху в Мариуполь», – объясняет Дмитрий Белый.

Доктор исторических наук, профессор Дмитрий Белый

Но на эту территорию претендовали и донские казаки. Доходило даже до вооруженных столкновений. В 1743 году была проведена глава по Кальмиусу. Императорские российские власти разделили эти земли - так часть Приазовья, как и Макеевка, были отданы в состав Войска Донского. Кальмиус же стал разделительной границей между запорожцами и донскими казаками. Но многие украинские казаки и после раздела остались на территории донцев. Важно, что хозяйственный уклад края имел выразительно украинский характер: хутора, зажиточные села, животноводство.

Активность казачества на этих землях также подтверждают археологические находки в Святогорске: со дна местных озер были подняты предметы казацкого быта, люльки, оружие, то есть в этом регионе сосуществовали украинские казаки и монахи местного монастыря.

Донбасс во время УНР и освободительной борьбы

В XX веке на территории современных Луганской и Донецкой областей произошло множество знаковых украинских событий. Так, 7 ноября 1917 года, когда Центральный Совет своим III Универсалом провозгласил образование Украинской Народной Республики, в состав которой, помимо прочих, вошли Екатеринославская и Харьковская губернии, над Бахмутской уездной земской управой был впервые на территории современного Донбасса поднят желто.

В 1917 году большинство голосов на местных выборах получили украинские партии. Тогда была создана Донецкая губерния со столицей в Бахмуте, где действовали органы УНР и войска. А известная семья филантропов Алчевских, корни которой происходят из Сумского слободского казачьего полка, финансировала переход школ на украинский язык.

Впоследствии районы Донбасса и Луганщины были захвачены большевиками. Но уже в апреле 1918 года украинские войска после 12-часового боя получили станцию ​​Барвенково, а затем освободили Славянск и Бахмут.

Картина "Первое поднятие украинского флага в Бахмуте". Автор: Сергей Садчиков

В конце 1918 одновременно с выездом немецких гарнизонов из Украины, агрессией большевиков против УНР и началом восстания Директории, восточные территории УНР стали объектом территориальных посягательств вооруженных сил юга России во главе с Антоном Деникиным.

В конце 1920 и 1921 территория современных Донбасса и Луганщины стали ареной для столкновения махновских повстанцев с большевиками. Наиболее активно действовали повстанцы в районе Гришиного, Судьбы, Волновахи, Мариуполя, Старобельска. И только с началом политики НЭПа украинское повстанческое движение на Донбассе пошло на убыль.

Советские сутки: от украинизации до русификации, подполья УПА

Стоит отметить, что в 1920-х годах на Востоке все еще действовала политика украинизации: обучение в школах, газеты, даже кинофильмы, выходили по-украински. В известной документальной ленте «Симфония Донбасса» можно увидеть титры на украинском языке.

По переписи 1926 года, украинцы и украинский язык доминировали в большинстве округов современной Донбасса:

Артемовский округ (766 668 человек):

украинцы – 72,5%, россияне – 19,9%

украинский язык – 60,1 %, русский язык – 34,0 %

Сталинский округ (654 062 человек):

украинцы – 53,3%, россияне – 34,2%

украинский язык – 43,7%, русский язык – 46,3%

Мариупольский округ (415 540 человек):

украинцы – 54,7%, россияне – 18,5%

украинский язык – 43,8%, русский язык – 34,4%.

Но уже в начале 30-х годов начался процесс массовой русификации. Несмотря на это, в 40-е годы, во время немецкой оккупации, в городах Донбасса активно действовали ячейки ОУН, создавались подпольные школы, издавались книги.

«К примеру, всем известна «Молодая гвардия», о которой Фадеев написал книгу, а Герасимов снял известный советский фильм. Это действительно была националистическая ячейка, их было около ста человек, они были местные, которые вступали в организацию украинских националистов и активно действовали против фашистов, которые затем нашли их лидеров и расстреляли. Но, кстати, большинство маленьких ячеек сохранилось, и даже когда пришла советская власть, они начали снова с ними бороться. То есть боролись, как с фашистами, так и с советской властью», – рассказал Дмитрий Белый.

Профессор также напомнил о разговорах, что в послевоенные годы у ОУН даже был план, чтобы главнокомандующий УПА Роман Шухевич под другим именем легализовался именно на Донбассе, потому что в то время на шахтах и ​​заводах не спрашивали даже паспорта.

В 60-е годы, в Донецкой и Луганской областях после ликвидации ГУЛАГа очень часто оседали ветераны освободительной борьбы, которые уходили от преследований советской власти, и надеялись найти здесь новое пространство для жизни.

«Я вспоминаю свое детство в Макеевке. Среди моих друзей были дети, родители которых – один был из Дрогобыча, второй из Волыни, третий – из Ивано-Франковска. Многие у нас оседали тех членов УПА, ОУН, которые отсидели в ГУЛАЗе, их же не пускали на Западную Украину. И они в большинстве оставались как раз в Донбассе»,- вспоминает Белый.

По его словам, районы, где они жили даже в народе, получали специфические названия. К примеру, в Макеевке район Ясиновского коксохимзавода называли «бандеровским».

Донбасс в советское время развивался быстро: например, Сталино (Донецк) в 1945 году имел 75 тысяч жителей, а к 1980-м вырос в город-миллионник. Это объясняется массовыми переселениями из Кубани, Западной Украины, других регионов.

Несмотря на репрессии советщины, украинская идентичность в донецких и луганских селах сохранялась. В 1980-х у них можно было услышать аутентичный украинский язык, песни, традиции. Люди даже упоминали о махновцах, которых считались «своими».

Формально к украинскому языку и культуре относились с уважением, но советская власть всячески поддерживала русификацию Донбасса. Так, в школах единственными предметами, которые можно было не изучать "по состоянию здоровья", были физкультура, "украинский язык" и "украинская литература". Доходило до того, что украинский в некоторых классах изучали только 30-40% школьников. Это при том, что услышать украинский язык в государственных учреждениях, вузах и школах за пределами специализированных кафедр практически невозможно.

Неудивительно, что масштабная русификация в Донбассе имела значительные последствия. Если еще в 1959 году украинский язык в Донецкой области считали родным 43,9% населения, то через 30 лет - уже только 30,6%.

Начало украинского Возрождения на Донбассе в последние годы СССР и времена перестройки

Начало новейшего возрождения казачьих традиций в Украине связано с историческим факультетом Донецкого государственного университета. Именно здесь в сентябре 1984 г. по инициативе первокурсников Дмитрия Белого и Вадима Задунайского возникла неформальная ячейка – казацкое землячество.

«Кроме углубленного обсуждения событий по истории казачества, мы по инициативе Дмитрия изучали и пели казацкие песни, а я учил ребят приемам боя шашкой. посещали и музеи и занимались поиском казацких древностей на территории Юго-Восточной Украины, Кубани и Дона”,- вспоминает профессор Украинского католического университета, доктор исторических наук Вадим Задунайский.

Доктор исторических наук, профессор Украинского католического университета Вадим Задунайский.

Он рассказал, что в условиях развертывания национально-демократических процессов в октябре 1989 г. и казацкое землячество трансформировалось в культурно-просветительское общество «Курень». К нему присоединилось студенчество не только университета, но и других вузов Донбасса, а также ученики и учителя нескольких лицеев и профессиональных училищ. Более разветвленной стала деятельность общества, в составе которой выделилось 3 секции (казацкая, научно-историческая и фольклорно-этнографическая), а своеобразной «штаб-квартирой» стало помещение кафедры истории УССР (с 1991 г. Украины).

"Деятельность студентов поддерживало и много преподавателей факультета, среди которых выделю А. Заднепровского, В. Изюмова, Р. Ляха и В. Пирко.Именно "Курин" сыграл ключевую роль в становлении новейшего казацкого движения, присоединившись к созданию всеукраинского общественного объединения "Украинское членство". украинские традиции, организовывали публичные обсуждения запрещенных ранее исторических событий и фигур, поддержали создание и деятельность І Украинской школы во главе с Леонидом Громовым, организовывали выступления на радио и телевидении (записали и Рождественский вертеп в Донецке в 1990 г.) охраны памятников истории и культуры и сотрудничали с «Обществом Льва» (г.Львов) и центрами национально-демократической оппозиции.

Вспоминая те яркие события и их искренних участников, уверенно могу подчеркнуть, что мы, благодаря вдохновенному изучению и возрождению украинских казацких традиций на Донетчине, испытали неразрывную взаимосвязь с поколениями наших предков и одновременно причастность к величественному обще-украинского национального подъема конца 1980-х. залогом обретения независимости Украины”,- вспоминает профессор Задунайский.

Общество «Куринь» в Донецке. В центре стоит Дмитрий Белый, в центре сидит Вадим Задунайский

Действительно, в 1990-х на волне украинского возрождения на Донбассе действовали украинские общества, выходили газеты на украинском языке, на шахтах проходили акции с лозунгами «Украина, вспомни свою былую славу». На референдуме за независимость Украины 1991 около 85% жителей Донбасса проголосовали «за».

Но позже украинская идентичность в Восточных областях начала сворачиваться. В настоящее время президент Леонид Кучма передал регион под контроль местных олигархов, что способствовало усилению пророссийских настроений, русификации образования и СМИ. Вероятно, это стало одной из причин слабой реакции шахтеров в 2014 году, когда россияне провели свою спецоперацию, так называемую русскую весну. Несмотря на то, что украинское сопротивление было, и дончане выходили на протесты, вложив бумажку с группой крови в свои паспорта, потому что могли погибнуть от рук ввезенного российского криминалитета для выражения антиукраинских настроений.

Отдельного внимания заслуживает студенческое общество «Толчок», которое на протяжении 2006-2010 гг. действовало не только на уровне Донецка, но и имело мощный всеукраинский резонанс. Инициаторами создания организации были студенты-историки, среди которых наиболее активными оказались Ю. Матущак, С. Стуканов, Л. Самофалов, И Прокопенко и С. Зливко. К ним присоединились и студенты других факультетов ДонНУ. Проявлением культурно-просветительской и одновременно национально-патриотической направленности «Толчка» стали резонансные мероприятия, среди которых наиболее известны фестивали вертепов, чествование жертв Голодомора 1932-1933 гг., празднование героических страниц и фигур украинской войны, освободительной борьбы.

Юрий Матущак

С началом российско-украинской войны члены общества присоединились к защите Украины как с оружием в руках, так и в качестве волонтеров, а его лидер Юрий Матущак погиб в 2014 году во время боев за Иловайск.

Украинское сопротивление "русской весне"

Несмотря на это, к началу реализации кремлевского плана по построению "Новороссии", Донбасс неожиданно для многих ответил многочисленным движением гражданского сопротивления. Многотысячные украинские митинги прошли в Донецке, Луганске и Мариуполе.

В частности, в Донецке тысячи дончан вышли на митинги за Единую Украину 4, 5 и 13 марта 2014 года, а также… апреля. Митинг 5 марта - знаковая дата - на центральной площади Донецка собралось около 10 000 дончан-патриотов, которые смело и открыто вышли в поддержку единства Украины.

А 13 марта 2014 более тысячи российских боевиков, завезенных автобусами из Ростова, Воронежа и Белгорода напали на участников митинга на площади Ленина в Донецке. Сначала они забросали своих оппонентов яйцами, петардами и дымовыми шашками, а когда митинг закончился, начали избивать участников акции, которые уже начали расходиться после демонстрации своей украинской позиции. Первой жертвой нападения пророссийских сил стал активист донецкой организации ВО "Свобода" 22-летний Дмитрий Чернявский, которому посмертно присвоено звание Героя Украины.

17 апреля 2014 года, в Горловке был похищен депутат горсовета Владимир Рыбак. В этот день он попытался сорвать "знамя ДНР", которое боевики уже поставили на здание райотдела полиции. Затем его изуродованное тело со следами самых жестоких пыток найдут через 5 дней в реке Казенный Торец под Славянском.

Естественно, посреди пророссийских сепаратистов были и местные, но они были в значимом меньшинстве к завезенным из России боевикам. Руководили всем граждане России и агенты ФСБ и ГРУ - среди которых можно упомянуть полковника ФСБ Игоря Гиркина (Стрелкова), первого "премьера ДНР" россиянина Александра Бородая и террориста Арсена Павлова (Моторолу). К сожалению, важную роль в быстром захвате Донецка и Луганска сыграло прямое предательство руководителей большинства силовых структур.

Донбасс во время российской оккупации: возвращение к Дикому полю

Сегодня украинская идентичность Донбасса проявляется в защите государства на фронте.

"Тысячи людей из Донецкой и Луганской областей воюют в ВСУ, кто погиб или получил ранения, занимаются волонтерством, работают в научной и культурной сферах своего государства. Конечно, после оккупации часть проукраинских активистов уехала, другие были вынуждены замолчать или интегрировались в так называемые "Л-ДНРник". Будущее Донбасса сложно, много людей не вернется в родные места, но исторически и культурно он навсегда останется украинской землей”, -уверен профессор Белый.

В настоящее время российская армия оккупировала почти 95% территории Луганской области и 70% территории Донецкой области. На оккупированных территориях происходит настоящая экологическая и экономическая катастрофа. А «освобожденные» российской армией города и деревни после многомесячных боев больше похожи на пейзажи фильмов об апокалипсисе и зомби-навале.

«Перспективы Донбасса – грустные и унылые однозначно. Был Донбасс диким полем, и теперь надолго станет диким полем…»,- заключает Дмитрий Белый.

Известный украинский журналист Виталий Портников подчеркнул, что путинская россия сейчас ведет войну не за украинскую территорию, а для уничтожения украинской идентичности.

«И сегодня ни одно из предложений урегулирования войны с Украиной не учитывает тот факт, что главная цель этой войны — ликвидация украинской идентичности, а не какие-то территории или даже государственность. Просто государственность нужно ликвидировать как гарантию того, что в ней не будет идентичности, а территории оккупировать для очистки от идентичности. Но это – последствия, а не причина», - заметил Портников.

В ДНК Донбасса еще сотни лет назад была заложена украинская идентичность — именно с ней земля породила великих писателей и поэтов, воинов и инженеров, художников и лидеров украинского освободительного движения. И только возвращение и сохранение украинской идентичности снова даст шанс отвлечь Донбасс и Луганщину от перспектив превратиться в долгие годы в новую московскую пустыню и «дикое поле» из учебников истории.

Без этих имен невозможно представить Украину: вклад Донбасса в культурную сокровищницу страны

Многие украинцы знают с детства эти фамилии, но, к сожалению, мало кто ассоциирует этих выдающихся поэтов и писателей именно с Донбасом и Луганщиной.

Великий украинский поэтВладимир Сосюрародился на станции Дебальцево. Поэт участвовал в Украинской революции и воевал в Армии УНР.

В стихотворении "Донецка моя!" есть следующие строки:

Донетчина моя, моя ты родина,

тебе любовь моя и все мои чувства.

Я к твоей груди приник, как ребенок,

чтобы снова набраться сил для песни и жизни.

Еще один великий украинский поэтВасилий Стус– человек, заплативший жизнью за любовь к Украине.

Большинство своей жизни он прожил в Донецке – учился здесь в школе, затем на историко-филологическом факультете педагогического института, работал учителем в Горловке. Сейчас Донецкий государственный университет называется Василием Стусом.

Не менее известен и такой представитель национального диссидентского движения, как литературовед и публицистИван Дзюба,родившийся в селе Николаевка Ольгинского района Сталинской области. Именно он в 1965 году написал известный памфлет «Интернационализм или русификация?», шокировавший партийное руководство УССР. Дзюба писал, что "идея ассимиляции наций, идея о будущем безнациональном обществе - это не идея научного коммунизма, а того "коммунизма", который Маркс и Энгельс называли казармовым".

Иван Светличный– не просто талантливый поэт из Луганщины, но и один из активнейших деятелей движения украинского сопротивления советской власти 60-70-х годов.

Великий поэтВасилий Голобородькородился в селе Адрианополе в Луганской области. В 1983 году в Югославии была издана антология мировой поэзии, которая называлась «От Рабиндраната Тагора до Василия Голобородька». Из-за боевых действий в Луганской области в 2014 году поэт стал вынужденным переселенцем.

Еще один представитель Востока Украины – известный современный поэт и писательСергей Жаданродился в Старобельске на Луганщине.

Список выдающихся украинских деятелей, родившихся и сформировавшихся на Донбассе, продолжать можно долго, но он в очередной раз подчеркивает, что Донетчина и Луганщина не только юридически, но культурно и ментально всегда были стопроцентно украинскими.

Эта публикация была подготовлена ​​в рамках проекта «Усиление устойчивости украинских медиа», реализуемого Фондом Ирондель (Швейцария) и IRMI, Институтом региональной печати и информации (Украина). Финансируется Фондом "Швейцарская солидарность" (Swiss Solidarity). Высказанные взгляды являются исключительно взглядами авторов и не обязательно отражают позицию ФОНДА ИРОНДЕЛЬили IRMI.

Лариса Лазоренко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Донбасс #Донетчина #Луганщина #история #культура #Украина
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления